|
Марк НайдорфСоциальный проект «Идеальный список» в Одессе1.
Ситуация. Всеобщие,
равные и тайные выборы служат в наше время общепризнанным инструментом демократической
легитимации власти: «избран, следовательно, правит
законно». В
нашем обществе ещё с советских времён принято концентрироваться на самом акте
голосования, хотя, выборы – это длительный процесс, и итоги массового
волеизъявления граждан зависят совокупно от всех его стадий. Многие избиратели
упускают, что предложенный им выбор – из списка кандидатов, поименованных в
бюллетене для голосования, – уже кем-то ограничен для них на более ранних
стадиях избирательного процесса. Из-за этого нередко случается, что избиратель в
день голосования не видит в бюллетене имени человека, которому готов
делегировать часть своих гражданских прав, чувствуя, что он «не знает за кого
голосовать». Если
говорить о местных выборах, то в числе кандидатов часто оказываются выдвиженцы
«денежных мешков», которые оплачивают избирательную кампанию «своих» людей
(реклама, поддержка в прессе, давление на избирательные комиссии и т.п.),
получая взамен обеспечение своих бизнес-интересов в
местном парламенте. Городской совет в таком виде становится своего рода
коммерческим предприятием: «денежные мешки» вкладываются в лично преданных
людей, которые голосуют так, как выгодно патрону, ну, и сами не остаются в накладе. Возникает классическая схема
«деньги-товар-деньги», где товаром может быть обусловленное голосование (или,
наоборот, не голосование) депутата в совете, получение им, благодаря особым
правам, инсайдерской информации, установление полезных связей, основанных на
авторитете депутатского мандата и т.п. Разумеется,
интересы «денежных мешков» и городской общины могут совпадать, но чаще всего
они расходятся. Например, ряд разрешений, в последние годы данных одесским городским
советом на возведение в центре города многоэтажных доходных домов – акты, безусловно враждебные сохранению исторически своеобразной
городской среды Одессы.
Важно,
что избиратель, получивший в руки бюллетень с бизнес-полезными
кандидатами, уже ничего не может поделать: даже отказ от голосования не
отвратит их избрания в городской совет. Чтобы изменить положение дел, нужно
перенести внимание общественности на более ранние стадии избирательного
процесса, нужно привести к выборам альтернативных кандидатов, которые смогут
опираться на общественную поддержку – на основе их личных достоинств и их
проектов, осуществлению которых поможет их депутатский мандат. Оставляя в стороне вопрос, почему до этого дошли
только сейчас, посмотрим на социальный проект «Идеальный список», основная цель
которого состояла в поиске и поддержке альтернативных «народных» кандидатов в
Одесский городской совет на выборах осенью 2015 года. Проект был задуман
толково и просто. 2.
Схема Для начала
группа молодых друзей-единомышленников из малоизвестной в Одессе (фактически,
молодёжной) партии «Демократический альянс» обратилась к некоторым известным одесситам,
о которых можно было предполагать, что они хорошо знают свой город и пользуются
доверием сограждан. Просьба состояла в том, чтобы они порекомендовали знакомых,
обладающих теми же достоинствами. Так возник первоначальный список «консультантов»
проекта – достаточно обоснованный, поскольку в каждом персонаже совпадали, с
одной стороны, рекомендации (для него анонимные) и, с другой, его добровольное
согласие сотрудничать в проекте. Каждому приглашённому участнику в личной
беседе объяснили замысел проекта и план действий и спрашивали в личной беседе,
не будет ли он возражать, против соучастия в общей работе других названных в
списке консультантов. Если возражений было заметное количество, с ними
соглашались. Я был
приглашён на собеседование к концу формирования списка, в котором числились уже
примерно три десятка одесситов, в большинстве хорошо мне известных. Беседовал
со мной руководитель и автор проекта Алексей Чёрный. Он сказал,
что некоторые участники порекомендовали меня, и он посчитал нужным
познакомиться со мной и пригласить к сотрудничеству. Алексей показался
мне настоящим лидером: умеет держать весь замысел в целом, умён, позитивен, гибок,
контактен. Он внушил мне уважение к себе и к проекту. Было ясно, что «Идеальный
список» - это попытка обойти привычные
аппаратные методы отбора кандидатов и противопоставить «денежным мешкам»
стратегию опоры на личные достоинства людей – в моральном и деловом отношении. Второй,
летний, этап начался с приглашения тех, кто хотел бы претендовать на место во
вновь избранном городском совете (выборы – осенью). Консультанты проекта рекомендовали к участию,
а ДемАльянс обещал им свою поддержку в ходе
избирательной кампании. Остававшиеся
до её начала месяцы предполагалось использовать на то, чтобы оценить
обоснованность претензий участников. Им предложили разработать любую тему по
выбору, оформить её в качестве проекта решения городского совета (в
соответствии с нормативами, принятыми для таких документов) и подать в горсовет
для дальнейшего рассмотрения на правах инициативы граждан. За это время кандидат,
в большинстве – впервые в жизни, – получал повод законным образом посетить
заседание соответственной профильной комиссии горсовета, мог присутствовать на
заседании совета и так приобрести совершенно новый опыт, чтобы намерение
участвовать в выборах стало более осознанным.
В
согласованное время участники проекта приходили на встречи с консультантами,
чтобы рассказать сначала о замысле и получить принципиальное одобрение, а потом
– по мере готовности, - посоветоваться относительно деталей. Особенно ценной
оказалась юридическая помощь в адекватном оформлении документов, направлявшихся
в городской совет: проекта решения и объяснительной записки. Итогом
этого этапа оказался не только сконцентрированный в проекте «Идеальный список» разнообразный
и полезный для города корпус идей и соответствующих документов, но и
новоприобретённый кандидатами опыт депутатской работы. Человек, хорошо знающий,
на что он претендует, выглядит намного убедительнее в глазах избирателей. В то
же время некоторые участники проекта вышли из него, убедившись, что эта работа
не соответствует их наклонностям. Тоже полезный результат. 3.
Жизнь Обычно в
ходе осуществления проект постепенно отклоняется от того, что было в первоначальном
замысле. Сказываются особенности участвующих в нём людей, которые вслед за
своими представлениями и личными возможностями трансформируют проект так, что,
порой, удержать его в рамках первоначального плана становится нелегко.
В
«Идеальном списке» приблизительно две трети консультантов после первых встреч
отдалились от проекта на расстояние, с которого деятельное участие в нём
оказалось уже невозможным. На всё есть свои причины, и организаторы остались
благодарны части этих консультантов хотя бы за их символическую поддержку. Но то,
что согласие участвовать может быть не связано с соответствующими
обязательствами, авторами проекта не предусматривалось. Тут
уместно отметить огромную и очень полезную работу Лидии Всеволодовны Ковальчук,
добровольно взявшую на себя заботы по связи и координации участников и
подготовке материалов для регулярных встреч.
Участие Л. В. Ковальчук было исключительно важным для успеха
проекта. Девиз «Идеального
списка» - «Политика с чистого
листа». Стратегия, построенная на привлечении совершенно новых людей,
порождает свои трудности. К примеру, участники проекта обнаружили, что не понимают
отчётливо, каковы границы компетенции городского совета, следует ли его
рассматривать как общественный институт или как государственный? Оказалось, что
структура местной власти, в которую входит городской совет, его связи и
подчинения по горизонтали и вертикали государственной системы и предусмотренный
уставом города ресурс влияния горсовета на городскую жизнь – всё это, -намеренно или нет, - представлено в общественном сознании
очень невнятно. Обнаружив
проблему, руководители проекта пригласили на общую встречу с его участниками
двух действующих депутатов городского совета с просьбой разъяснить, опираясь на
собственный опыт, как работает совет? Депутаты старались, но ясности не
прибавилось. Хотя, официальные документы регламентируют все процедуры, на самом
деле городской совет живёт какой-то своей жизнью: многосторонние устные и
тайные договорённости, бюрократические уловки, необъяснимо значительная власть
председателя совета над депутатами и многое другое остаётся за сценой. 4.
Участники. Первая
из целей проекта «Идеальный список» состояла в том, чтобы найти и привлечь к
публичной деятельности людей, которые никогда прежде в ней не участвовали. На
разных этапах проекта к нему примкнули почти сто участников, заинтересованных в
городских проблемах и готовых в разной мере. Мы будем называть их
«кандидатами». Однако,
почти половина из них только обозначила свой интерес. Примерно 60 кандидатов
сделали практические шаги к исполнению условий проекта. И только 14 довели эту
работу до конца и были названы победителями. Кто эти люди? Из числа
победителей шестеро – 30-летние (родились в 1980-х годах), трое – в 1960-х,
трое – в 1970-х и ещё двое – в 1990-х. То есть, возраст большинства из них –
30-40 лет, самый творчески продуктивный возраст. Интерес к нему таких людей
может служить косвенной оценкой самого проекта. Среди
тех, кто первыми пришли в проект, мы находим иной расклад возрастов, где люди,
рожденные в 1980-х, составляют только четверть:
Значит,
среди них оказалось больше мотивированных и оптимистичных участников. По
анкетам «кандидатов» видно, что большинство из них живут в Одессе с самого
рождения или более 10 лет (несколько человек обозначили – формально – местом своего
проживания города Одесской области). Возможно,
что укоренённость в городской среде и глубокая «одесская»
идентификация способна укрепить мотивацию к деятельному участию в разрешении
городских проблем. Впрочем, вопрос
мотивации авторов не обсуждался в ходе дискуссий по проектам. Считалось
решённым, что все они стремятся к депутатству. Надо
заметить, однако, что даже некоторые из победителей решительно отказались от
участия в выборах. В ходе дискуссий прояснилось, что далеко не все участники
мыслили себя на пути к депутатской работе.
Во многих случаях проект приоткрыл для них возможности для публичного
проявления инициативы. Люди думают об улучшении жизни в городе, но не всегда имеют где и с кем можно обсудить созревшие идеи. 5. Идеи. Образование
(обычно, высшее) и профессиональные занятия «кандидатов» столь разнообразны,
что с трудом поддаются перечислению. Среди участников-кандидатов находим доктора
философии, есть пастор, есть журналисты, правоведы, инженеры разных профилей,
менеджеры-управленцы разных уровней, разумеется, программисты и т.д. Далеко не
всегда темы, взятые в разработку, извлечены из профессиональной сферы, но как правило они обнаруживают длительную и глубокую
вовлеченность автора в проблему. Отец
ребёнка, как сейчас говорят, «с особыми потребностями» многие годы осмысливал участие
государства и местных властей в деле адаптации таких детей. У него сложился
чёткий план того, что заметного можно сделать в рамках городской компетенции.
Молодой бизнесмен с бизнес-проектом в зоне местных
пляжей подробно изучил коррупционные схемы, из-за которых конкуренция
осуществляется не перед лицом потребителя на этом участке городского
пространства, а в кабинетах городского начальства. Что ж, выявление
коррупционных схем было одним из условий участия в проекте. К
сожалению, разоблачением коррупции – масштабной и повсеместной в деятельности
городских властей теперь уже мало кого удивишь. Поэтому многие
предложения-проекты были направлены на обновления правил, которые в изменённом
виде существенно сузили бы возможности коррупционных действий. Появился ряд
проектов, нацеленных на то, чтобы обеспечить публичность деятельности
городского совета. В основном эти идеи опираются на новые возможности сети
Интернет. Речь шла, например, о проекте решения, согласно которому аппарат
совета обязан выносить в сферу публичной доступности (на своём вебсайте) все официальные
запросы депутатов. Есть проект, предполагающий новую, внятную, и тем антикоррупционную
систему правил, обосновывающих порядок разрешения на ведение уличной торговли в
киосках (сейчас там – обеспеченный законом произвол чиновников, мотивирующий
коррупцию). Группа
проектов была связана с шагами, направленными на улучшение городской среды и
расширение её рекреационных возможностей: создание парков на заброшенных,
бесхозных территориях, учёт рекреационных ресурсов города, озеленение новых
микрорайонов и т.п. Были проекты, предполагавшие решения городского совета по
ограничению парковок в критически важных местах города, один из проектов
подробно регламентировал создание условий для велосипедного движения в городе. 6. Значение Пионерский
проект трудно оценить: его не с чем сравнить. Сто или шестьдесят участников,
четырнадцать победителей, прошедших весь путь, – это много или мало? Кто знает?
Хотелось бы большего. Но ещё никто не задавался целью искать кандидатов в
городской совет, мотивируя их интерес вниманием к ним и их идеям. И это работает! Мы
увидели людей энергичных, интересных, верящих, что изменить жизнь горожан к лучшему
– это значит совершить ряд осмысленных шагов, применить современные технологии
и правильно расставить приоритеты: что и ради чего делается… Эти
люди пришли в проект сами, потому что перемены, о которых они думают, могут
быть достигнуты инструментально (а не общественными эксцессами), и именно в
таком ключе представляли свой проект «Идеальный список» его организаторы из ДемАльянса. Ключевое слово всех обсуждений – «нормально»:
нужно наладить нормальный порядок, нормально выписать правила, поставить нормальных
людей и т.д. и в Одессе будет нормальная жизнь. 7.
Итог Граница
проекта «Идеальный список» была положена началом избирательной кампании. Проект
закончился, но для тех, кто вошёл в этот «список» начался новый этап. Суть в
том, что «кандидатам от денег» можно противопоставить только дружную поддержку
избирателей. Тут много работы, и, притом, совершенно другого свойства: общение
с избирателями требует сил и уверенности в себе и в людях, которые в процессе
избирательной кампании становятся союзниками или не союзниками кандидата. Только
вместе они смогут сделать жизнь в Одессе нормальной. |