|
Марк НайдорфПочему «постгуманизм»?Гуманизм вырос из «гуманитарных»,
то есть, светских, а не богословских, занятий (классические
языки, риторика, история, литература), которыми на исходе Средневековья увлекались некоторые мыслители в Италии и других странах; позже они получили именование «гуманистов Возрождения». За
полтысячи лет до ХХ века гуманизм утратил первоначальную связь с особым родом занятий, превратившись,
со временем, в представление о сущности человека, в образ того, каким должен быть человек
в его европейском понимании. Как известно, уже «Возрождение, по существу, уравняло человека и Бога, подчеркнув, что они равны
в творчестве, так как являются мастерами,
«художниками», творцами окружающего
мира» [http://www.litmir.co/br/?b=216122&p=64] Всякий, кто осилил
эту цель, достоин общественного признания. Недаром авторство стало приметным
знаком этой эпохи: картины, битвы, изобретения, законы природы и др. – все они снабжены именами
их создателей (ср.: наполеоновские войны, симфония Бетховена, закон Ома,
лампа Эдисона, машинка Зингера,
собака Павлова, уравнение Максвелла, полёт Гагарина, «Крест Азаряна» (в гимнастике и т.п.). Таким
образом, европейский гуманизм
был одним из важнейших условий умственного и технического прогресса Европы, на этом пути шедшей
во главе мира несколько веков подряд. Сейчас такое
невозможно. По-настоящему значимые открытия и изобретения делаются теперь усилиями больших коллективов – мы знаем их
под именами торговых брендов, таких как Boeing, Hummer,
Amazon и т.п., или даже Barbie.
В них над разработкой, производством
и внедрением продукции трудятся тысячи, порой десятки тысяч инженеров, техников, исследователей, администраторов (менеджеров). И нет сомнения, что среди
них есть высоко одарённые, трудолюбивые, успешные в своём деле люди, но их вклад невозможно вычленить в конечном продукте. Они получают хорошую зарплату, переживают карьерный рост и признание окружающих…, но гуманизм (классический европейский гуманизм) тут уже не при чём. То,
что действительно меняет мир, совершается теперь коллективным субъектом. И в свете этой коллективности индивид оказывается освещён одним – ярким, но ровным светом. «…Вообще, то, что
со мной сейчас
происходит, называется «дегуманизация». Это действия по устранению всего человеческого, обращённого к человеку, совершаемого ради его духовного, психологического
и материального благополучия,
учитывающего его особенности,
потребности и интересы. Это та ситуация, когда в твоем сознании
человек превращается в носителя одного определяющего качества. Когда он не Виталий, любящий маму, мороженое, кататься на велосипеде
и французских импрессионистов,
и еще у него шрам на подбородке: он в детстве неудачно прыгнул с качелей. А мусульманин. Или гей. Или левый. Или
правый. Или кто угодно. Важно, что это определение вообще никак не учитывает человека, за ним стоящего. И меньше всего я могла себе представить, что
я способна на такие чувства». (Алина Фаркаш) [http://www.jewish.ru/columnists/2015/1 Да, мы живём
после гуманизма, когда новый постгуманистический
человек – это «одномерный человек» (Г. Маркузе).
Парадокс же в том, что «одномерностей»
сегодня - бессчётное множество. И те, кто не верит, что гуманизм
остался позади, вполне по законам времени, сводят гуманизм к одному измерению (ещё раз: «когда в твоём сознании
человек превращается в носителя одного определяющего качества»). Постгуманизм сегодня
учит видеть в любом человеке жертву, а в себе –
способность внимать жертве. В известном
анекдоте, увидев на улице избитого
человека, постгуманист говорит: - Тот, кто его бил, нуждается в нашей психологической помощи. Слово "гуманизм" ещё не забыто. Но слово – всего лишь имя.
Давно ли мы слышали, как высокобрендовый
автомобиль в просторечии
назвали «тачкой»? Ровно столько же общего между классическим европейским гуманизмом и постгуманистической жалостью к жертве. «Жалеть – это
значит поощрять и закреплять другого в его роли жертвы».
[http://shkolamudrosti.ru/news/chuvs То, что сегодняшний
европеец-постгуманист пестует
в палестинских арабах чувство
коллективной жертвы, чувство, которое питает ненависть и насилие в
адрес евреев, ничего не говорит об арабо-израильском
конфликте. Зато отчётливо сообщает о том европейском обывателе, который, вместе с обслуживающими его медиа, стремится восполнить пустоту, образовавшуюся в европейском самосознании после гуманизма. Это – тоже травма (культурная травма).
И пока в европейском самосознании место гуманизма не заросло, оно будет заполнятся
его имитацией – постгуманизмом. http://frodian.livejournal.com/130556.html |