|
Марк НайдорфРеанимация призраковСлово
«революция» в приложении к киевским событиям зимы 2013-2014 гг. то и дело
грозит направить мысль в ложном направлении. Я бы предпочёл говорить о Киевском
восстании, которое завершилось бегством человека, который не справился с
задачами государственного управления на посту президента и привёл страну на
край гибели. Это восстание не стремилось к изменению государственного устройства,
переделу собственности, смене идеологии, т.е. к всему
тому, что оправдывало бы употребление термина «революция». Образ «революции
достоинства» как раз и метафоризирует буквальный
смысл этого слова – так же, как и в других случаях, когда постоянные эпитеты уточняли
смысл этого термина в приложении к протестным движениям: «бархатная революция»,
«революция тюльпанов», «революция роз» и т.п. Время
настоящих революций прошло вместе с рубежом больших культурных эпох, когда на
смену Новому времени шла современная массовая культура. Между Французской
революцией 1789-99 гг. и Русской революцией 1917 года, между наполеоновскими
войнами и Первой мировой состоялось много переворотов, имевших целью
переустройство обществ и создание национальных государств нового типа. Но
Киевское восстание было рождено другими импульсами и мотивами. В общем виде оно
очевидно выражало стремление завершить разрыв с советским прошлым, покончить с печальной исключительностью быть постсоветским
обществом и государством в пользу того, что теперь часто определяют эпитетом
«нормальный» – «нормально устроенного государства», «нормально живущего
общества» – в духе обобщённо-европейского правового (отсюда ещё одно название
этого события – «Евромайдан»). Киевское
восстание завершилось успехом, но последствия его разошлись волнами по свей стране, воспроизводя его проблематику и основной
конфликт («постсоветское» vs.
«нормальное») в разных регионах – с учётом их специфики – от крайнего Востока
страны до её крайнего Запада. Основным
условием этого конфликта является то обстоятельство, что формально в Украине
есть все признаки «нормальной» капиталистической экономики и современной
государственной машины. Например, в Украине работает фондовая биржа, где
торгуют ценными бумагами, но большинство граждан Украины не очень хорошо осведомлены об этом чисто капиталистическом институте. И они
правы, если учитывать ничтожное влияние фондового рынка на экономику Украины.
Формально существующие в нашей стране институты-признаки – это самая настоящая
виртуальная реальность, это – то, что легко увидеть, но невозможно обнаружить,
они – типично постсоветские призраки капитализма в нашей стране. Мой
родственник, давно живущий в США, иногда недоумевает: «Зачем вам весь этот раздрай? Подождали бы выборов и выбрали себе хороших
людей». Ему трудно помнить, что наши выборы – это призрак демократии. Как,
кстати, и наше законодательство, которое может быть преодолено платежеспособным
частным интересом. Пока
что общепраспространённым у нас является советское
понимание капитализма как такого мира, где всё, что человеку может
понадобиться, он должен купить у производителя услуги – от места в детском саду
до приговора суда или депутатского мандата. За четверть века соответствующая
практика была прекрасно налажена и адаптирована для всех узлов государственной
машины. Основной парадокс этой практики состоит в том, что каждая сделка,
позитивная для её участников, ослабляет моральные, правовые и экономические
устои общества. Деньги действительно универсальный инструмент, но, если
общество не сопротивляется этой универсальности, то оно превращает всего себя в
кажимость, где суды, мосты или дипломы о высшем
образовании – призраки, среди которых невозможно жить. Поэтому
можно сказать, что основной задачей Киевского восстания и его политического
наследия в настоящее время является возрождение государственного аппарата к
исполнению определённых для него функций (удерживать три взаимно независимые ветви
власти, справедливые рыночные отношения в производстве и финансах, состязательность
в торговле и т.д.). Наряду с этим, оживлению (буквально - реанимации) подлежат
и призраки общественной жизни, существующие в привычных ещё с советских времён
формах виртуальных профсоюзов, призрачных политических партий, спортивных
обществ, касс взаимопомощи и т. п. фикций. Надо признать, что
задача оживления всех этих призраков, задача принуждения их к тому, чтобы
делать то, ради чего они были институированы (от районных
администраций до армии, от политических партий до Конституционного суда)
является совершенно беспрецедентной, хотя и неустранимой, т.к. альтернативой ей
может быть окончательное международное согласие признать всю Украину в целом
государством-призраком (failed state)
с последующим скармливанием его великому соседу. Думаю,
что призрачное слабое государство, настолько слабое, что в нем каждый чиновник,
подобно парикмахеру, продаёт свои административные услуги по рыночной или по
монопольной цене – есть произведение совершенно сознательное. Такое государство
то и дело появляется перед обществом с беспомощно «разведёнными руками»: что мы
можем поделать? Но слабое государство служит своим чиновникам «крышей», а все
вместе они обслуживают интересы олигархического круга, создавая для его членов «режим
наибольшего благоприятствования» (в пределе – это оккупационный режим, черты
которого прояснились к 2014 году и спровоцировали восстание). Слабое государство бедно как церковная мышь,
тогда как вне его в народном хозяйстве Украины циркулируют деньги, вполне
сопоставимые с государственным бюджетом. Но циркулируют по другим траекториям
(сейчас стало модно говорить о «финансовых потоках») и так, что каждый оборот
умножает частную собственность госчиновников. В этом и заключается основной смысл
«слабого государства». Но
такое как бы «слабое государство» не обеспечивает условия для соревновательной
экономики. И она сжимается. В ней нет точек для инвестирования – и зарубежных,
и отечественных. Недавно публике продемонстрировали арест прокурора, хранившего
в кабинете полмиллиона долларов и мешочек бриллиантов. Пока могу – беру! Но, превращение
капитала в сокровище – это признак того, что экономика останавливается. Что
делать с деньгами в сжатой экономике не знал не только тот преступный чиновник,
но и многие граждане, которые при сильном и ответственном государстве уже придумали
бы, как распорядиться имеющимся у них вполне законным ресурсом. Помните
аббревиатуру НЭП? В сущности, за новую экономическую политику люди стояли и
выстояли на Майдане бегство «гаранта». Ну?
Почему не начинаем? Среди
призраков отечественной науки нелегко различить тень социологии. Мы не знаем, какая
часть населения страны не хочет расставаться с налаженным чиновным бизнесом. Их
много, считая семьи, очень много. Не забудем, также, что в сотнях маленьких депрессивных
городов продажа чиновных услуг населению – едва ли не единственный стабильный
вид доходов – не ради сокровищ, а для повседневной жизни служащих и их семей. В
случае увольнения, куда они пойдут работать в сжатой экономике? И кого они, в
свете этих обстоятельств, поддержат на местных выборах осенью? С
другой стороны, сколько людей реально хотят перемен, то есть готовы ради них на
риск и жертвы? Каков совокупный ресурс влияния у этой общественной группы?
Насколько сильна их воля к применению этого ресурса – своего денежного и
социального капитала? Насколько ясно они понимают себя, свои мотивы и цели?
Какие политические силы, какая пресса «честно и храбро» станут их выразителями?
А
журналисты? А преподавательский корпус? Наивно же думать, что, если
преподаватель не говорит о политике в аудитории, его взгляды останутся тайной
для его учеников и студентов! Мы так мало знаем о себе как обществе. «Все счастливые семьи похожи друг на
друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Толстой. Анна Каренина). В совокупности всех обстоятельств нынешний
украинский кризис беспрецедентен, прежде всего, в своём человеческом измерении.
Речь идёт не только о столкновении интересов, о
разнонаправленности воль, но и о ясности понимания того, кто должен, может и
хочет сделать так (в конкретных условиях Украины, а не далёкого и легендарного
Сингапура), чтобы граждане бросились основывать новые бизнесы или вкладываться
в существующие, и чтобы эти бизнесы приносили им прибыль, делая страну богаче,
а её граждан счастливее. Нажать
плечом – тут только полдела. Причём, именно вторая половина дела. Нам страшно
недостаёт понимания. |