www.ji-magazine.lviv.ua
Виктор Коган-Ясный, член Совета Правозащитного центра "Мемориал", советник председателя партии "Яблоко" (Москва)
К юбилею Саюдиса
Часть 1
Когда я вспоминаю Саюдис с
самого его начала, которое я видел, когда был в Литве летом 1988 года, у меня
возникает многообразное чувство
Во-первых, я вспоминаю свою и нашу общую молодость,
сердечность личных отношений, ярких и интересных людей. Я вспоминаю начало моей
собственной общественной и политической активности, которое напрямую связано с
Литвой и Саюдисом в частности.
Во-вторых, я думаю о Саюдисе
как об историческом примере использования окна возможностей для результативной
борьбы за правду и за свободу.
В-третьих, я с болью думаю об ошибках
- моих тоже - которые привели к жертвам, которые у
меня всегда в памяти. Нравственную ответственность перед теми, кто покоится на
Военном кладбище Вильнюса, мы все разделяем, и я в том числе, потому что не
считали своим нравственным долгом рассматривать ситуацию января 1991 года
глубже и ответственные, чем нам этого хотелось.
Наконец, в-четвертых я думаю о
сегодняшнем дне и с грустью отмечаю, что это очень важное для меня лично
сообщество людей уже мало является участником масштабных политических и
общественных процессов, а феномен Саюдиса, имеющий
свое глобальное значение, настолько ушел в историю, что, я боюсь, уже не сто
процентов литовских школьников сразу поймут, о чем речь, при упоминании этого
слова.
Саюдис был драйвером перемен в Советском Союзе, - потому что боролся прежде всего за правду. О правде смело заговорил
Горбачев, но он сам не знал, какого масштаба трагедию прошлого он раскрывает и
что с этим делать, переводя вопрос на текущую эпоху и на политические решения.
Горбачев открыл окно возможностей, а Саюдис резко и
внятно распахнул дверь. Но сначала было окно - и об этом мы все должны помнить.
К слову, я
совершенно уверен, что Горбачев, неся большую политическую ответственность за
гибель людей в Вильнюсе и Риге, не несет уголовной, и потому сейчас, по
прошествии почти тридцати лет и на фоне “гибридного тоталитаризма” нынешнего
курса в России, общественно значимые люди балтийских стран могли бы сделать шаг
навстречу этому крупнейшему историческому деятелю, повернувшему всю мировую
политику конца двадцатого века и, при всей ограниченности конкретных взглядов, поставившему
свободу в центр приоритетов государственной политики государства, чьим
приоритетом до того были лишь жестокие репрессии и насилие над личностью.
Возвращаясь именно к Саюдису, -
он боролся за то, чтобы иметь всю, не частичную историческую правду, чтобы
получить полноценную свободу для человека и для своей страны. При этом все до
единого, с кем тогда приходилось встречаться, общаться, несмотря на разницу
взглядов на то, как и в какой мере Литва должна вернуть себе государственную
независимость, от осторожных людей до грубоватых “ледоколов”, - все считали,
речь идет не просто о “сертификате” для Литвы, но об общем процессе
освобождения всех стран и народов, входивших так или
иначе в СССР, и прежде всего об освобождении каждого
конкретного человека от пут тоталитарной системы. Поэтому мы так дружили,
вырабатывали общие позиции, помогали друг другу, и в 1988, и в 89-м, и в 90-м,
и в 1991-м, и чуть позднее. Я хорошо помню, как Москва была буквально завалена
изданиями Саюдиса, - а для исторической точности
скажу, - еще больше было изданий Народного фронта Латвии. (И на первом номере
газеты “Согласие” Георгия Ефремова и Любови Черной был огромный надзаголовок “Мы люди друг другу”, в котором был весь смысл
общественной деятельности того времени на всей огромной советской территории и
на разных “этажах” тогдашней политической системы.) То, что нельзя было
напечатать или организовать в Российской Федерации, печаталось или делась в
Литве и балтийских странах. При этом московские архивы служили источником
сведений об оккупации Балтии и репрессиях против граждан этих стран. Мы выпало
мыслить и действовать в очень крупном масштабе, хотя мы были наивны и
инфантильны. Саюдис для очень многих смотрелся как
драйвер огромных и глобальных перемен. Для меня логика Саюдиса
хорошо совмещалась с Парижской хартией для Новой Европы 1991 года.
Но это не получилось. И это не просто печально, это трагично.
Часть 2
Что с нами случилось?
Сейчас налицо трагичные барьеры недоверия,
провинциальности, эгоцентризма.
В России установился неототалитарный,
или гибридно-тоталитарный строй, который несет тяготы и угрозы как внутри
страны, так и вокруг, в весьма большом масштабе, и это сейчас уже не секрет ни
для кого, - хотя еще довольно недавно многие для своего комфорта предпочитали
этого не замечать. Я хочу быть точным в политических оценках и должен сказать,
что очень надеюсь, что российский неототалитаризм
никак не соответствует уровню “мирового зла”, я хочу всех призвать к точности,
к отказу от передергивания, потому что без этого - тупик политического сознания
и невозможность правильных решений. Но тем, кто пострадал от волюнтаристского
репрессивного и провокативного режима, от авантюр и
лжи - им не легче от того, что я буду доказывать его “умеренность”… Они всегда
будут вправе сбиваться на преувеличенные сравнения, никто с этим ничего не
сможет сделать, и в этом всегда будет трагическая жизненная проблема.
Но причина происходящего в России и российской политики -
далеко не только в ней самой. Я осмелюсь констатировать почти полное отсутствие
положительного примера. Необходимого внешнего драйвера для России не стало еще
в начале 1990-х годов. Мировая политика стала мелкой и обывательской, решила,
что “все главные проблемы решены”. И сейчас мы пришли к тому, что, при всем
негативном отношении к политике, исходящей из России, похожих угроз стало уже
так много, что совершенно непонятно, какая из них действительно самая большая.
А почти все государства Восточной и Центральной Европы, даже те, которые
принято считать примером политических и экономических реформ, как мы прекрасно
видим, имеют много черт того, что можно называть государством частных
интересов, и тем более это относится к тем странам, которые когда-то
так или иначе входили в состав Советского Союза.
Часть 3
Зараженный триумфализмом Запад начиная с 1990-х годов не просто неправильно выстроил
свои отношения с Россией (забыв, помимо прочего, что у нее, остался огромный
индустриальный и военный ресурс, и что общественная и экономическая отсталость
как раз лишь усиливает значение этого ресурса), но впал в глубокую нравственную
стагнацию, которая к фактической замене крапивного политического класса на
бюрократию, к утрате глубины смысла, к замене смысла формой. И в уже следующей
“итерации” самоуверенности формирующие западную
политику деятели полностью упустили из вида тот факт, что абсолютно
“несистемные” деятели способны приходить к власти и удерживать ее отнюдь не
только в Минске, Москве, Душанбе или Баку.
Сейчас креативного политического класса, способного
формировать политику, похоже, нет нигде. Почему это так в России, Белоруссии
или в Таджикистане - можно, я не буду объяснять. Гораздо хуже нравственно и,
возможно, стратегически более опасно - что слишком многое похоже вокруг…
И все интеграционные проекты, в том числе самые успешные
в прошлом, упираются в конфликт формы и содержания. Интеграционной форме
противостоит дезинтеграция и атомизация, формам, именуемым соблюдением прав человека противостоит
глубокий нравственный разлад в тех обществах, которые внешне выглядят
благополучными.
Часть 4
Дорогие Пятрас Вайтекунас, Эгидиюс Бичкаускас, Георгий Ефремов, Николай Медведев, Ангонита Рупшите, Альвидас Медалинскас, Дарюс Куолис, Мечис
Лауринкус, Аста Скайстгирите, Альгирдас Саударгас,
Альбинас Янушка и другие,
кого я забыл!
Мы же были, по большому счету, одной компанией. Что же,
дальше просто уйти в воспоминания, “заниматься каждый своим делом”, следовать
за лозунгами и “мантрами”? Я думаю, мы еще можем, несмотря на все трудности
общения и течение повседневности, делать вместе то, что мы делали тогда:
говорить правду - именно правду, а не
лозунги и приговоры - и делать так, чтобы эта правда влияла хотя бы немного на
ход окружающих нас событий. Мы должны делать так, чтобы преодолевались фобии,
чтобы люди и общества находили точку встречи, чтобы обычные люди учились
понимать друг друга и отучались от внедряемой исподволь современным ходом событий
привычки издеваться. Это трудно, у нас будет мало союзников, но - мы должны по крайней мере не отказываться от этого.
|