www.ji-magazine.lviv.ua
Юваль Ной Харари, израильский историк
«Смыслом жизни бесполезного класса станут компьютерные игры»
Развитие технологий приведет к
формированию бесполезного класса, представители которого не смогут устроиться
ни на одну из доступных работ. Безусловный доход обеспечит им средства к
существованию, а смысл жизни придется искать в виртуальных мирах, в том числе в
компьютерных играх, прогнозирует израильский историк Юваль
Ной Харари.
Алгоритмы и роботы отберут у людей сотни
профессий, но на смену им придут новые виды занятости, пишет
в своей колонке в The Guardian историк
и автор книги «Homo Deus:
краткая история завтрашнего дня» Юваль Ной Харари. Так в будущем популярностью будет пользоваться
профессия дизайнера виртуальных миров. Однако освоить ее сможет
не каждый. «Работа потребует креативности и гибкости, и пока
неясно, сможет ли 40-летний безработный таксист или страховой агент
перестроиться и стать дизайнером виртуальных миров», — пишет Харари.
Даже если обладатели традиционных профессий смогут
найти новую специализацию, мир продолжит меняться. Через какое-то время каждому
специалисту придется «переизобретать» себя заново,
уверен Харари. Проблемой будущего станет
не просто создание новых рабочих мест, а создание профессий,
с которыми люди справляются лучше алгоритмов.
«К 2050 году сформируется новый класс
людей — бесполезный класс. В него войдут не просто безработные
люди, а люди в принципе не способные устроиться
на доступную работу», — пишет историк.
Бедствовать бесполезный
класс не будет — развитие технологии приведет к накоплению
капитала и позволит выплачивать гражданам безусловный основной доход.
Проблемой будущего станет не отсутствие денег, а отсутствие занятости
и чувства удовлетворенности. Если у людей нет дела и нет
конкретных целей, то они начинают сходить с ума, убежден Харари.
По мнению израильского историка, в будущем многие
обретут свое предназначение в компьютерных играх. «Лишние с точки
зрения экономики люди смогут проводить все больше времени в трехмерных
виртуальных мирах, в которых они найдут больше эмоций, чем в реальном
мире», — пишет Харари.
Тысячелетиями люди искали смысл жизни
в виртуальных, вымышленных образах. Харари
сравнивает с играми религию и потребление. Оба этих конструкта также
требуют от человека следования правилам и ритуалам в обмен
на определенные блага и переходы на новые уровни.
Уже сегодня многие отказываются от работы
в пользу видеоигр. Согласно исследованию американских
экономистов, 22% американских мужчин без высшего образования не работали
ни дня за последние 12 месяцев. По данным Американского бюро
статистики труда, за последние 15 лет количество свободного времени
у низкоквалифицированных рабочих увеличилось на 4 часа
в неделю, и 3 часа из этого дополнительного времени
тратится на видеоигры.
Харари
предполагает, что к 2050 году люди будут исследовать новые игровые
сценарии — либо в формате видеоигр, либо в формате новых религий
и идеологий. Смысл жизни будет заключен в новых видах деятельности
и новых ритуалах. Работа, по определению историка, была смыслом жизни
только в определенные периоды истории и в определенных
мировоззренческих системах.
В своей книге «Homo Deus: краткая история
завтрашнего дня» Юваль Ной Харари
описывает возможные религии будущего. К ним он относит датаизм — новую идеологию, согласно которой человек
утратил свою доминирующую роль в цифровом мире и стал лишним звеном.
Другая система ценностей — техногуманизм —
делает ставку на развитие возможностей человека с помощью нейроинтерфейсов и киборгизации.
По прогнозам Харари, к 2100 году человек
разумный перестанет существовать как вид, так как человечество само
себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта
и биотехнологий.
https://lifedeeper.ru/post/6458-smyslom-zhizni-bespoleznogo-klassa-stanut-kompjuternye-igry/?fbclid=IwAR0rkFJRYcLe0UqMN_w_3JEYO1UB_BcJWDobQwsi4pAOJvoU2z-KPN3Qcmg
|