|
lyarder.livejournalЖизнь Анри де Тулуз-Лотрека в комиксах Градимира СмудьиКарикатурист Градимир
Смудья (Gradimir Smudja) — художникс чувством юмора. Его комиксы — просто блеск!
И это истории
не о супергероях, а об известных художниках. Начав с истории о Винсенте
Ван Гоге, Градимир создал серию комиксов Вот эту серию мы сегодня
и посмотрим, потому Анри
Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа — французский
художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов, весьма неоднозначная фигура. Особенности творчества
художника Анри де Тулуз-Лотрека —
художественный мир замкнутый,
тесный, многолюдный, шумный, циничный, печальный и страстный и,
конечно, узнаваемый. Монмартрские звезды, певцы уличных песенок,
танцовщицы кабаре, клоунессы,
артисты цирка, проститутки,
швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под влиянием японской
гравюры, увлекается литографией — и создает
рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые
в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства. Артисты, для которых
Лотрек рисовал и печатал плакаты, просыпались знаменитыми после ночной расклейки
афиш в Париже. Известные картины Анри де Тулуз-Лотрека:
«Аристид Брюан в Амбассадоре»,
«Клоунесса Ша-Ю-Као», «Иветт Гильбер
кланяется публике», «Танцы в Мулен-Руж», «Японский диван».
Его образ окружает
такое количество легенд
и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание.
Взамен же предлагают
жалкие оправдания гению: был алкоголиком,
потому что калека,
жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце
концов, стал потому, что был ужасен
собою. Однако...
Он десятки раз был влюблен, взаимно
и безответно, и всегда
находил способ проявить свои чувства, прямо или эксцентрично... Друзья, которые
давно знали и любили Анри, переставали замечать его необычную внешность. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину
или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку. На самом деле, стоило
с Лотреком сойтись поближе — и всякие границы и необходимость
в жалости исчезали. Он рисовал
самые остроумные карикатуры на себя самого
и завел собаку, толстенького
кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые
друзья обнаруживали сходство с хозяином.
Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших,
о возможностях инвалидов,
Лотрек уже видел их равными себе:
проституток, лесбиянок, пьяниц,
безумцев и нищих художников.
Но когда-то
всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Так было
и в короткой судьбе
Тулуз-Лотрека. Однажды утром он вышел из дома в красных
брюках, с голубым зонтиком в руках и фаянсовой собачкой под мышкой. Глядя
вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку
и помочился на собственную
картину. Белая горячка! В тот же
день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных.
Он вновь
с головой погрузился
в работу, рисовал целыми днями — только бы доказать, что
он нормален, абсолютно нормален.
Одежда висела на нем мешком, под
глазами не проходили иссиня-черные
круги, но художник добился своего —
консилиум врачей даровал ему свободу. И вновь —
Монмартр, кафе, аромат жареных
каштанов, музыка уличных певцов... Человек не может измениться в одночасье. Разумеется, и Лотрек взялся за старое —
не сразу, но постепенно, —
вновь стал пить, все сильнее, без перерыва, как будто торопился
поставить точку в своей короткой
блестящей жизни.
Он пил и рисовал, рисовал
и пил... Лотреку оставалось жить
несколько месяцев, он приехал умирать к матери, графине Адель, после
дорогого сумасшедшего дома для богатых,
после приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья. 37-летний художник тогда
уже практически не мог
писать, садился отдыхать после каждого мазка. «Живопись не сделала мои ноги длиннее», — мрачно заявлял он. Финал случился
8 сентября 1901 года
в родовом замке Мальроме. 37-летний художник скончался
удушливой ночью, ближе к рассвету.
На руках у матери. Такая
она — печальная жизнь...
А вот,
по мнению художника, лучшая
французская футбольная
команда навсегда: Гоген, Сезанн, Родин, Дега, Ренуар, Моне, Домье, Сера, Тулуз-Лотрек, Мане, Делакруа. (14 июля
1887 года, Париж, Белль).
О всех Градимир Смудья нарисовалсвои замечательные комиксы. Каждая из серий достойна отдельного поста. 3 04 2018 http://izbrannoe.com/news/yumor/zhizn-anri-de-tuluz-lotrek-v-komiksakh-gradimira-smudi/ |