www.ji-magazine.lviv.ua
Михаил Эпштейн, российский и американский философ и культуролог
Где центр ада? O репетиции конца света
Когда я
узнал о зверствах российских военных армии в Буче, то испытал понятный ужас, но
не удивление. Чему удивляться? Ведь я давно знаком с воззрениями Александра Дугина. Того самого, который в 2014 году, в связи с
вторжением русской армии в Крым и Донбасс, изрёк,
обращаясь к студентам: "Убивать, убивать и убивать. Больше
разговоров никаких не должно быть. Как профессор, я так считаю". Дугин попал
в поле моего зрения гораздо раньше, в начале 1990-х, когда я писал книгу о
новейших течениях русской мысли (вышла по-английски в двух томах – "Феникс
философии" и "Идеи против идеократии").
Среди десятков мыслителей позднесоветской эпохи Дугин был самым молодым и самым
кровожадным. Для осуществления своих метафизических замыслов ему требовалось
залить кровью половину земного шара – западную. А если Запад не подчинится, то
Дугин планировал взорвать весь земной шар, поскольку небытие, по его мнению, в
конечном счете лучше бытия. Бытие разделяет людей, а небытие соединяет.
Особенность
Дугина как мыслителя – откровенная ненависть ко всему не просто человеческому,
но живому и бытийствующему, причём в сочетании со
своеобразной религиозностью. Его сочинения пестрят такими понятиями, как
"Божественный субъект”, “сыны света”, “могучие духи", "милый
ангел" и прочее. Такое сочетание "высокодуховности"
и мироненавистничества восходит к древней
гностической ереси (I век нашей эры), осуждённой христианством. Гностицизм проповедовал, что существующий мир лежит во зле и
его надо полностью уничтожить, чтобы встать на путь высшей духовности, вступить
в мир ангелов и тому подобное.
В западной
прессе Дугина иногда называют "мозгом Путина", и он уже много лет
преподает геополитику в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил. У
него впечатляющий набор титулов: лидер Международного евразийского движения,
почётный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва
и Тегеранского университета... По книгам Дугина "Основы евразийства"
и "Основы геополитики" обучаются высшие чины Генерального штаба,
которые переводят его лозунги в стратегемы. Свое
мировоззрение Дугин именует по-разному: "евразийство",
"национал-большевизм", "интегральная традиция",
"правая революция", "четвертая политическая теория"...
Нагляднейшее воплощение своих теорий он находит у Андрея Платонова, чьи антиутопии "Котлован" и "Чевенгур" трактует как утопии, подлежащие исполнению: "Платонов и
есть воплощение национал-большевизма во всех его измерениях".
Для Дугина сама душа есть ничто, а
растление вещества, измождение плоти, ад на земле, равенство бытия и небытия –
национальная идея
Какое же
откровение, по Дугину, несет Платонов? Надрывное чувство неизбывной,
мучительной, тоскующей пустоты – это и есть послание революционной России миру:
тайна самораскрывающегося ничто. Цитирую Дугина: "Тоска – это донное
содержание Революции, давящий изнутри, невыносимый груз. Пустота в теле,
пустота в сознании, пустота в сердце... Если человек произошел от червя, от
кишки, наполненной лишь липким мраком, то не таким ли должно быть и его
духовное средостение? Именно: душа, открывающая свой подлинный аромат наличия
ближе всего к пустым внутренностям полой земляной тягучей и бессмысленной
трубки". Для Дугина сама душа есть ничто, полая трубка, а растление
вещества, измождение плоти, ад на земле, равенство бытия и небытия – главная
национальная идея.
Как ни
удивительно, это и есть последнее откровение евразийской правды, явленной
Дугину. Высшая цель – превращение бытия в небытие. "Реальное столкновение
с душой подобно откашливанию могильной глины, удушью, нестерпимым запахам
разлагающихся трав, слиянию с пустым сознанием червя". Отсюда приходим к
сексуально-психологическим мотивам насилия, учиненного в Буче. Психоанализ, как
известно, выделяет два основных человеческих влечения: Эрос (влечение к жизни и
ее порождению) и Танатос (олицетворение смерти в греческой мифологии,
стремление к восстановлению первичного – неживого, неорганического –
состояния). У Зигмунда Фрейда Эрос противостоит Танатосу. У Дугина,
озабоченного русской национальной спецификой этих категорий, Танатос – это и
есть Эрос: "рассейское" рассеяние Эроса в
мировой пустоте. И здесь уже вполне узнаваемы следы того кровавого
сладострастия, которые оставила после себя российская армия в Украине.
Дугин –
пророк Бучи: "Особость великорусского пола в том, что не направлен ни на
себя, ни на другого, в нем нет ни либидо, ни нарциссизма. Русский пол
взбудоражено бестелесен, это огнедышащее возбуждение покойников или духов
камышей, вод, горящих скирд и овинов. Русский пол веет насквозь, подхватывая по
сбивчивому пути все подряд – портки, мужиков, товарищей, тараканов, раздутый,
готовый лопнуть лежалый труп, попавшихся под руку отстиранных дев, отстреленные
конечности, ослюнелых лошадей, свитый бурьян, серые
обнажившие свои трещины почвы, косые или набелено уютные постройки, бледную и
мертвую Розу Люксембург... и бессовестную сердечную пустоту, утягивающую в
плесневый колодец сердца огромное, расстроенное в его корневых узлах, краденное
бытие".
Какое красноречие – в прямом и зловещем смысле этого слова! Ибо, по словам
Дугина, "субъектом человеческого объекта делает только Красная
Смерть". В этом и состоит глобальная миссия национал-большевизма, или
евразийства. Не просто натравить одни классы на другие, как произошло в советской
истории на основе марксистских учений; это, по Дугину, необходимо, но этого
недостаточно. А нужно действовать шире, по-народному, по-платоновски, то есть
вместе с враждебными классами и их поддельной культурой уничтожить всё, что
живет и дышит отдельно от небытия, ибо только через небытие можно обрести
высшее единство со всем. Все остальное преграда. Именно таким Дугин видит
Платонова и чествует как наставника: "Для нас Платонов – доктрина. Мы
берём её на себя и интеллектуально оправдываем все вплоть до прямого геноцида
отчуждающих классов и рациональных структур. Мы принимаем как догму чевенгурское безумие... Мертвые сгрудились над нами, от них
тесно и душно. История давит себя последней гадкой петлей".
Таков
метафизический вывод евразийства – самоубийство, самоповешение
истории на "горле" России. Дугин в радикализме своего жизнеотрицания идет дальше Великого Инквизитора, который не
верит в будущую жизнь, в небесное царство, но хочет создать рай всеобщей
сытости на земле. Дугин идет дальше Платонова, который верит в построение
коммунистического рая на земле и с тоской наблюдает его постепенное превращение
в ад, сострадая его жертвам. Дугин идет дальше героев Владимира Шарова (1952–2018), которые готовы принять ад
на земле, возрадоваться ему и даже способствовать сатане в его создании, ради
того чтобы прорваться в загробный рай, чтобы страданиями достичь спасения.
Дугин же просто утверждает ад на земле, следуя своему учителю Евгению Головину, который в 1980-е годы возглавлял южинский кружок эзотериков-нацистов-сатанистов под
названием "чёрный орден СС", где именовался "рейсхфюрером".
"Там, где мы, – там центр ада". Не "Мы в центре ада" (это
было бы ещё ничего", а "Там, где мы, – там центр ада", – комментирует Дугин Головина. Это и есть последнее слово
апокалиптической революции: распространить ад – подыхающий Чевенгур
– на весь земной шар. Эту миссию и осуществляет сегодня страна в своей
метафизической борьбе не только с Украиной или с Западом, но, пользуясь языком
самого Дугина, с бытием как таковым, с проклятой привычкой существовать.
"Зреет...
прелюдия Нового Чевенгура, Последнего Чевенгура. Слышен в абсолютной тишине, не предвещающей
ничего, кроме полночи и океана Крови, таинственный поцелуй большевистской зари.
Мы снова отберем у вас все. Не чтобы иметь, чтобы быть, чтобы ничего не
оставить как есть, чтобы упразднить все отдельное и привести к тотальности Победы
все общее, единое, Целое" – какая всеобъемлющая, изощренная некроэсхатология, воистину готовая обнять весь мир по мере
его превращения в ничто! И это не просто метафизика, это призыв к действию – и
понятно, какой метод уничтожения всего живого имеет в виду Дугин, провозглашая
назревший конец мира. Зачем предотвращать апокалипсис? Наоборот, необходимо его
ускорить, предав мир огню.
Однако
ценность жизни доказывается не диссертациями, а опытом любого живого существа.
Согласен ли сам Дугин легко расстаться с жизнью в соответствии со своими
теоретическими выкладками? Готов ли доказать эту любимую мысль, предав
очистительному сожжению своих детей? Если требуешь конца мира, начни с самого
себя и с близких! Иначе вся эта "четвёртая политическая теория"
служит лишь "четвертованию" человечества ради утоления
метафизического вкуса к людоедству. Евразийцы регулярно проводят репетиции
рукотворного конца света. Одна из программ учебного лагеря Евразийского союза
молодёжи: "Объявляется эсхатологическая мобилизация евразийцев! Всё
близится к завершению и разрешению. FINIS MUNDI. Конец Мира".
Следуя
логике Дугина, именно теперь наступает для России час исполнить свое глобальное
предназначение, поскольку среди всех известных цивилизаций она выделяется своей
осознанной волей к концу истории, к гибели всего. Сладострастие полного
разрушения – такова эта метафизика презрения к бытию, еще раз прорепетированная
в Буче, в Ирпене уже на подмостках театра истории. Что у Дугина в мечтах – у
Путина в руках, поглаживающих ядерную кнопку.
Только
что Дугин сообщил
в своём блоге, что заканчивает "новый труд про Империю и Конец
Света, связанный с судьбой Империи. Картина выходит зловещая". Кто бы
сомневался - добровещего от г. Дугина никто не ждет.
Остается вопрос: успеет ли автор дописать свой тысячестраничный
труд до конца света и найдётся ли у него хотя бы один читатель?
11 05 2022
https://www.svoboda.org/a/gde-tsentr-ada-mihail-epshteyn---o-repetitsii-kontsa-sveta/31831918.html?fbclid=IwAR2xmc116j24-g9P52gkPpQfGkyDUTfZbNSsp3al_3y1Z_CeDnwPhgPmrK4
|