|
Джордж ФридманПротивостояние Украины и России, опасения Румынии и стратегические интересы СШАЯ прибыл в Бухарест, Румыния, на
следующий, после вице-президента США Джо Байдена, день. Министр обороны США Чак
Хейгл прибудет сюда в ближайшие недели. Разговоры в Бухаресте, не только среди
руководителей, но и в народе, ведутся вокруг Украины. Опасения ощутимы и
касаются они не только русских. Касаются они и НАТО, и ЕС, и США — поддержат ли
они Румынию в случае её сопротивления России. С другой стороны уравнения —
будет ли Румыния делать то, что она должна, в том порядке, который позволит
сделать внешнюю поддержку максимально эффективной? Байден оставил Румынию с
верой в то, что США в игре. Но этот регион не из легковерных.
Первый шаг был простым. Остальные дадутся сложнее. Если эта небольшая Холодная война станет
значительной, есть две европейские страны, которые важнее всего: Польша и
Румыния. Польша, куда я затем поеду, расположена между Германией и Россией на
длинной, плоской Северо-Европейской равнине. Её население составляет около 38
миллионов человек. Румыния, расположенная южнее, размещённая за рекой Прут и
разделённая Карпатами, населена более чем 20 миллионами человек. Из
приблизительно 82 миллионов человек живущих вдоль восточной границы (Польша,
Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария), примерно 58 миллионов живут в Польше и
Румынии. Визит Байдена в Румынию и запланированный визит Президента США Барака
Обамы в Польшу даёт понимание того, как Вашингтон видит регион и, по-крайней
мере в данный момент, мир. Во что всё это выльется, зависит, конечно, от
русских и направления развития украинского кризиса. Все бывшие советские сателлиты понесли
потери после коллапса старого порядка в 1989 году. И лишь несколько — такой, как Румыния. Во многом в этом её вина: главным
злодеем был румын, Николай Чаушеску. Чаушеску следовал антисоветской линии,
оставаясь в организации Варшавского договора, демонстрировал особую
враждебность к Советскому Союзу. Я вспоминаю американцев, бывших в восторге от
Румынии под руководством Чаушеску, поскольку антисоветизм предполагал по
умолчанию проамериканизм. К удивлению Америки, Чаушеску был не таким. Он даже
не был прорумынским [президентом], поскольку придумал схему выплаты всех
румынских зарубежных долгов, разрушив жизнь целого поколения румын путём
перенаправления большей части аграрной и индустриальной продукции страны на
экспорт за твёрдую валюту. Кроме того, он создал кошмарную систему
безопасности, которая была и коррумпирована, и порочна. Мир это игнорировал.
Когда же пришёл конец, он также пришёл для Чаушеску и его жены, они стали
единственными лидерами Восточной Европы, которых казнили (на фоне ожесточенных
боёв между группировками). С учётом сказанного выше, Румыния
справляется на удивление хорошо. Процент безработицы колеблется около 7, что,
по европейским стандартам, совсем немного. Годовой темп роста экономики
составляет около 3-х процентов, что наоборот довольного много. Общение с
румынами не позволяет заглянуть к ним в душу. Они кажутся любезными и
дружелюбными людьми, характеризующимися нормальным для этого региона уровнем
недоверия и тяги к конспирации. Замечательно же в румынах то, что они не
замечательны. Они появились из кошмара, сотворённого одним из них, и
восстановили свой баланс. Кроме Чаушеску, кошмар был инициирован
Советами, которые пришли за немцами. Это привело к возникновению прочной
национальной черты: действия русских вызывают страх глубоко в сердце румына.
Когда русские действуют, а немцы в этом принимают участие, всплывают худшие
кошмары румын. Их реакция не похожа на реакцию поляков,
всегда стремящихся к решительной конфронтации. Вместо этого кошмарный сценарий
вызывает более осторожную и выразительную реакцию, заключающуюся в поиске как
возможности сопротивления так и, при необходимости, возможности приспособления.
Прежде всего, ведётся поиск союзников, расположенных достаточно далеко, чтобы
избежать оккупации ими, а также достаточно сильных, чтобы оказать существенную
поддержку. Ясно, что американцы будто специально
созданы для этой роли, поскольку они не пересекают их границ и не создают
страха доминирования. Украинский фактор
События в Украине, естественно, привели этот процесс в движение. Примечательно,
что Соединенные Штаты, в прошлом остававшиеся в стороне, в этот раз
отреагировали быстро и принимают в процессе существенное участие. В
Румынии нет сомнений в важности Украины для России, нет и веры в то, что
русские так просто от неё откажутся. Моя точка зрения заключается в том, что
Россия не отпустит [Украину], но позволит ситуации немного разрядиться. Игра
русских строится на том, что результат выборов в Украине не важен, украинцы не
смогут сформировать работоспособное правительство. Если это так и случится, то
со временем русские смогут разобщить украинцев, вернув прежнее положение дел.
Следовательно, русские станут выжидать. Время, если я прав, играет на стороне
русских. Есть ещё одна причина, по которой русские
не хотят быть чрезмерно агрессивными: Германия. Немцы не хотели бы выходить за
рамки периодической риторики в борьбе с Россией. Фактически, они вообще не
хотят никакого противостояния с русскими. Я несколько раз слышал, что немцы уже
согласовывали свои позиции с Россией, исходя из коммерческих соображений. Как
по мне, немецкая политика движется в этом направлении, но сделка ещё не
заключена. Именно поэтому русский президент Владимир Путин так торопился в
Китай — чтобы получить хотя бы видимость стратегического выбора, и именно
поэтому Путин хочет иметь настолько тесные отношения с Германией, насколько это
возможно. Он не будет излишне и открыто агрессивен, не
более чем должен. Немцы же не выглядят страной, решившей просто бросить своих
европейских союзников, а Путин не может заставить их занять такую позицию. У русских есть ещё одна причина успокоить
Украину. Кризис заставляет американцев действовать быстро и часто
эффективно. Угасающий кризис заставит американцев остановиться и обдумать
направление развития событий. Визит Байдена в Румынию показывает, что в
условиях кризиса Вашингтон действует стремительно. Русские могут контролировать
темп действий американцев, приглушив кризис в Украине — ну или так они думают.
И это именно то, что беспокоит румын. Они видят себя отягощенными долгосрочной
русской проблемой. Сейчас они сделали большую ставку на то, что американцы
будут следовать своим обязательствам и интересам, даже если русские сведут
нынешний кризис на нет. Справедливо или нет, румыны считают, что
администрация Обамы уделяет недостаточно внимания и недооценивает опасность
позиции русских. Они также видят, что администрация интенсивно критикует
румынскую коррупцию, которая, и румыны это признают, является проблемой. В тоже
время администрация Обамы очень заинтересована в военной и политической
координации. Они понимают Соединенные Штаты и их беспокойство. С одной стороны,
они будут интенсивно соблазняться вице-президентом лишь для того, чтобы затем
быть осужденными Государственным Департаментом, а с другой они могут дать повод
русским для мести. Я пытался объяснить им сложности бытия американцем. Симпатии
румын были сдержанными. Они считают, что им были предложены реальные
обязательства от США, но они просто не знают, насколько они искренни. В ходе многочисленных бесед я пытался
донести своё видение ситуации. У США есть определенная схема действий в Европе.
США откладывают интервенцию до последнего, выстраивают
союзнические структуры, поддерживают союзников экономической и военной помощью
и ждут до конца, не вмешиваясь в игру в надежде, что вмешательство и не
понадобится. Визиты Байдена и Хэйгела являются частью процесса создания
регионального блока сдерживания русских и создания основы для военной помощи.
Интервенция будет намного позже, если случится вообще. Румыны в этом отношении более удобны, чем
поляки, запросившие разместить 10 тысяч солдат НАТО на своей территории. У
румын нет таких желаний. Они также готовы увеличить свой оборонный бюджет на 2%
ВВП, что существенно для современной Европы. Но они ждут от США финансовой
помощи в закупке необходимого им оружия. Ожидание кредита, в виду возможного
противостояния с русскими, не более резонно, чем критика страны со стороны
Государственного Департамента, в то время как Министерство обороны США
подталкивает их к рискованным действиям. В конце концов, румыны чувствуют, что
намерения США не совсем прозрачны. Цели США
Целью Америки на данный момент является
сохранение независимой, прозападной Украины. Возможно, это кажется
неосуществимым. Но проблема в том, что поставив эту
цель и достигнув в её достижении некоторого прогресса, Соединенные Штаты
убедили русских в том, что они хотят развалить Российскую Федерацию путём
лишения её существенной сферы влияния. Русские сделали вывод — чем бы ни
закончился этот раунд в Украине, процесс не остановится. Что бы ни думали американцы изначально,
они прекрасно понимают, что русская угроза Украине является перманентной, и,
что бы ни случилось в Украине, это распространится на такие страны, как
Румыния. А Румыния особенно значима для русских по двум причинам. Во-первых, Румыния находится на Чёрном
море, а Чёрное море является южными морскими воротами в мир. Вот почему они
удерживали Севастополь, вот почему Одесса так много значит. Русские понимают,
что им нужен доступ к Босфору, контролируемому турками. Тем не менее,
американские воздушные силы в Румынии и румынские корабли в Чёрном море могли
бы сильно усложнить русским жизнь, включая их силы, размещённые на Кавказе,
поскольку Грузия также находится на Чёрном море. Следует заметить, что резкое
усиление военно-морских сил стоит на повестке румыно-американских отношений,
причём обе страны понимают, какие проблемы это создаст России. Второй проблемой является потенциальная
способность Румынии в производстве существенного объема углеводородов, включая
нефть. Продажа энергии Европе — единственная реальная карта русских в этой
игре. Если они смогут удержать такое положение, давление будет огромным, а
экономическое давление можно конвертировать в политическую власть. Отношение Германии обусловлено несколькими вещами, но
энергетическая зависимость, конечно, одна из главных. Нет простой энергетической альтернативы
России, но её можно создать, используя несколько источников, и если не заменить
русскую энергию, то существенно ослабить её влияние. Румыния имеет энергию и
другие ресурсы, которые можно использовать в этом направлении, а публичное
соглашение, заключенное между США и Румынией, включает обязательство фокуса
Румынии на производстве энергии, как критически важного элемента партнёрства.
Это не так просто, как кажется. Румыния хорошо известна невероятной сложностью
и ненадёжностью своих разрешительных процессов. Это ещё одна точка пересечения новой
стратегии Румынии с интересами русских. Румыны понимают, что русские расширяют
своё влияние в регионе и в Румынии в частности. И делают это своими
традиционными методами манипулирования политическими процессами с помощью
разведки. Что важно, они могут использовать коммерческие связи для создания
сетей влияния, которые могут дорого стоить Румынии в случае её сопротивления
России. Русские особенно преуспели в использовании Газпрома, его дочерних фирм,
а также других российских энергетических компаний в деле приобретения и
инвестирования в румынские и другие региональные фирмы. Такие сделки всегда
выгодны обеим сторонам с точки зрения бизнеса, но они также служат инструментомформирования энергетической политики и политической динамики русскими.
Именно это я называю коммерческим империализмом: использование сделок, особенно
в энергетике, для создания блокирующих точек внутри политической системы, в
случае угрозы русским интересам. Это касается не только Румынии; русские
используют этот инструмент для формирования поведения и других стран. Это не
настолько неприятно, как советская оккупация, однако бросает вызов влиянию США. Молдова, энергия и русские хитрости
Есть ещё одно измерение всего выше
описанного, имя ему — Молдова. Молдова этнически румынская, но находилась под
властью Советского Союза, а до этого — Российской империи. Это место, в котором
выживали благодаря уму и приспосабливаемости к русскому влиянию. Это
важное место в плане в том смысле, что если его оккупируют русские, то Москва
получит доступ к реке Прут, а между ней и Бухарестом находится всего лишь
обычная равнина. Если же Молдова присоединится к Румынии, то НАТО окажется на
реке Днестр, всего в сотне миль от Одессы. Но такие расчёт ы
ведутся в военное время, в то время как сейчас русские относительно слабы. Их
единственным преимуществом является экспорт энергии, а это преимущество
базируется на мировых ценах на нефть, на продаже которой они и получают свои
реальные доходы. Они не контролируют эту цену и в будущем есть вероятность
того, что США, крупный производитель нефти, обвалит её. Если это произойдёт, им
мало что останется. Но в ближайшие
пару лет этого не будет, если будет вообще. И в полную силу ответить на призыв
Румынии США не сможет ещё в течение пары лет, если это вообще будет возможно. И
румынские обязательства по производству энергии не осуществимы в течение пары
лет. Поэтому здесь, в юго-восточной Европе, у русских есть окно возможностей
для создания базы, способной справиться с грядущей зимой. Они не могут жить без Украины. Они не
могут занять Румынию. С американцами или без, русские недостаточно сильны для
этого. Всё на что они способны — манипуляции, разрушения, запутывания и
искажения. Они нуждаются в срыве румыно-американских соглашений
и они достаточно умелы в политическом маневрировании, чтобы достичь этого. Для
многих румын Россия близка и сильна, а Америка далека и нерешительна. На это
мне указали на одной из встреч. Я парировал: “В 20-м веке США выиграли три
войны в Европе. Сколько выиграла Румыния?”. Наиболее удивительной вещью, касающейся
Румынии, да и Европы в целом, является то, что, несмотря на историческую
реальность, заключающуюся в выигрыше Америкой европейских войн, США видятся
оттуда наивными, изнеженными и неуклюжими. И это мнение присуще не только этой
администрации, но любой из них, какие я только могу припомнить. И всё же именно
США постоянно решают судьбу Европы. Румыны знают это, но они всё ещё думают,
что русские умнее и способнее американцев. Причину я вижу в том, что русские
действуют с невероятной хитростью и сложностью. И делают это, чтобы
компенсировать собственную слабость. США работают куда проще. Им это
позволительно — они играют от силы. Сейчас румыны принимают это, но их принятие
недолговечно. Оно зависит от политической целостности части Соединённых Штатов,
а большие расстояния предоставляют варианты и возможность изменить чьё-то
мнение. Румыния здесь и не может уйти куда-то. Она лишь может сменить союзников
и надеяться на лучшее, вот что должны учитывать обе стороны. Источник: Borderlands: First Moves in Romania Перевод: Виталий Чужа, «Хвиля» |