|
Георгій ПочепцовГенераторы фальшивых воспоминаний в информационных потокахСовременные государства
активно пользуются тем, что
создают виртуальные экраны между реальной
действительностью и гражданами.
Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность. Современные
коммуникативные технологии позволяют решать задачи развития и существования социосистем гораздо эффективнее, чем раньше. Сегодня
даже видеоигры позволяют вводить нужную информацию без всякого сопротивления
со стороны аудитории. В свое время Жак Эллюль разделил пропаганду на политическую
и социологическую. Первая ‒
вертикальная ‒ соответствует нашим стандартным представлениям о пропаганде, идущей сверху вниз. Вторая ‒
горизонтальная ‒ как раз является таким незаметным вариантом влияния, встроенным во всё вокруг, что мы
даже не воспринимаем как пропаганду. К примеру, таким институтом пропаганды сегодня является образование. Современные
государства активно пользуются
тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность. Основными генераторами квазидействительности
являются телевидение и кино для взрослых, школа для несовершеннолетних и пропаганда для всех
сразу. СССР
активно моделировал таким образом и будущее, помещая в то счастливое будущее только себя без загнивающего капитализма. Тем самым «наше» будущее становилось
пропагандистки сильнее чем
«их» будущее. Историки также активно участвуют в создании новой действительности. Постсоветское пространство строило свои идентичности на базе погружения в прошлое, при этом прошлое было не реальным, а реконструированным. Россия попыталась совместить советское прошлое с дореволюционным, которое всегда отрицалось советской моделью. Перестройка
была первым таким примером ретромоделирования действительности, когда на головы граждан обрушились горы проверяемых и непроверяемых воспоминаний. Смену стереотипов вокруг разных фигур
можно проследить на примере фигуры Троцкого (или Бухарина,
или любого другого действующего
лица). Троцкий проходит до нашего времени ряд трансформаций: то он
герой революции, то английский
шпион, потом перестройка вновь
делает его героем революции, а сегодня заговорили, что он-таки английский шпион. Троцкий один и тот же, только описания его личности каждый
раз разные. Причем строятся они на базе самых объективных
исторических данных. Таким же
образом работают пропагандисты
в российско-украинской информационной
войне, создавая действительность или квазидействительность, которая должна оправдывать их действия. Отталкиваясь
от примера с Троцким, можно увидеть практически
ту же ситуацию, когда осуществлен переход от точки «Украина и Россия ‒ братские
страны» к точке «Украина и Россия ‒ страны-враги». Что дает возможность совершать такие сложные переходы? Массове сознание носит инерционный характер, поэтому переводить его в новое состояние не так просто. Рассмотрим некоторые механизмы такого перехода. Первый
вариант ‒ это полное
лишение противоположной стороны адекватности. Например, Игорь Ашманов считает , что украинцы заражены мозговыми вирусами. Или украинские публицисты могут спокойно писать, что Путин сошел
с ума. Это высказывание можно
встретить и у российских оппозиционеров. Подобные подходы объясняют сразу всё, не нуждаясь ни в какой детализации,
поэтому оказываются столь популярными у массового сознания. Второй вариант выстраивания экрана состоит в переосмыслении ключевых точек действительности, которые теперь получают новые обозначения, удерживающие новую картину мира. Сергей Марков, к примеру, считает, что
«ополченцами» тех, кто воюет на Донбассе,
называть не следует, поскольку неясно, за что они воюют идеологически,
это просто позитивный
аналог термина «боевик». Плох для него и следующий употребляемый термин: «Западные
СМИ и прозападные российские
называют борцов против Киева "пророссийские сепаратисты". Это ближе к правде,
ведь они хотят отделиться и поднимают российские флаги. Но здесь
есть невыгодные России грани смысла, подчеркивающие внешний, а не внутренний корень конфликта. Ведь Донбасс поднялся не из-за России, а потому что в Киеве власть
захватили ультранационалисты, среди
которых есть и неонацисты». Третий
вариант ‒ прийти к нужному умозаключению, отталкиваясь от
другого ложно введенного
правила, которое в этом случае уже не обсуждается, поскольку рассматривается как истина. Дмитрий
Быков приводит такой пример: «Язык
современной государственной
пропаганды – это язык ложных отождествлений,
искусственных связей. Например, все противники войны
при такой пропаганде выходят защитниками еды. Ах, вы против
тайной российской войны с Украиной? Вы, значит, сторонники
жратвы, вы против Родины и за бездуховный американский фастфуд, протестуете исключительно потому, что хотите жрать фуа-гра.
Которую, если что, готовы в рекордных
количествах производить российские фермеры». Четвертый
вариант состоит в закрытии обсуждения ситуации выигрышным вербальным обозначением, которое заранее снимает все вопросы. Примеры из ситуации
в Крыму: «Крым ‒ наш», «воссоединение», «зеленые человечки», «вежливые человечки». Никто не может возражать против «вежливых человечков», но данное упоминание прячет тот факт, что «вежливые человечеки»
стояли с автоматами. Пятый
вариант ‒ введение отсылок
на фиктивную действительность,
делая ее тем самым вполне реальной
в глазах читателей и зрителей. Наиболее известным примером стал сюжет Первого канала о распятом на доске объявлений мальчике в Славянске. Правда, сегодня автор сюжета скрывается в прямом и переносном понимании. Всё это ведет к установке
и закреплению новой картины мира, оправдывающей любые военные действия.
В этой картине мира важную роль играет понятие врага. Вот социологические данные «Левады Центра», демонстрирующие возрастание роли врага в модели
мира россиянина: Как вы считаете,
России сейчас действительно угрожают многочисленные внешние и внутренние враги ‒ или
эти разговоры о врагах ведутся для того, чтобы запугать население и сделать его послушной марионеткой
в руках у власти? Соответственно, роль врага становится
системной, объясняя уже практически всё. 52% россиян объясняет стремление Украины к Европе
тем, что «Украина
стала марионеткой в руках Запада
и США, проводящих антироссийскую
политику». 77% считает,
что АТО является инициативой США. При этом эйфория от присоединения Крыма продолжает сохраняться, независимо от вводимых санкций, что демонстрирует
в очередной раз свежая социология. Какое из этих
мнений ближе к вашей точке зрения? Человек
не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему через специально сконструированные для этого информационные потоки. Однако за время этого перехода исходный «факт» незаметным
образом превращается в «мнение»,
причем делается это так, чтобы потребитель информации не обнаружил подмены. http://osvita.mediasapiens.ua/material/33756 |