повернутися Ї: дискусія

Али Хамзин

В ходе акции «Киев-92» наш народ добился победы общенационального значения

В этот юбилейный год акции «Киев-92» мы вновь, как и тогда, 20 лет назад, с гордостью и благодарностью вспоминаем мужество и стойкость её участников. В столице новоявленного независимого государства был продемонстрирован именно тот высокий патриотический дух, который традиционно и исторически присущ крымским татарам, готовых ради своей справедливой, столетиями выстраданной цели, к любым испытаниям и к самопожертвованию. Соотечественники, вставшие в Киеве в защиту прав своего народа, преступно депортированного из Крыма в 1944 году, не могут не вызывать уважение восхищение.

Масштабы этой акции общенациональны, а результаты стратегически важны. Ведущая роль в её проведении принадлежит Организации Крымскотатарского Национального Движения (ОКНД). Созданная в Узбекистане весной 1989 года на базе Центральной инициативной группы национального движения крымских татар, которая летом 1987 года провела беспрецедентные протестные акции в Москве на Красной площади, ОКНД в преддверии акции «Киев-92» выполнила еще более важную функцию в национальной истории. Она выступила организатором II Курултая крымскотатарского народа летом 1991 года, проведённого спустя 74 года после первого, уничтоженного большевиками.

Только что созданный на II Курултае Милли Меджлис осуществлял общее руководство этой акцией, что явилось для него первым политическим тестом в начинающейся новой – постсоветской эпохе и практически сразу получил широкое признание в глазах международного сообщества.

Для более предметного анализа исторической значимости акции «Киев-92», которая, несомненно, стимулировала продолжение процесса возвращения крымских татар в Крым, необходимо контекстное изучение этого события в связи со всеми предыдущими и последующими в истории нашего национального движения акциями.

В этом мемориале значатся события, начиная с 1967 года. Тогдашнее поколение участников нацдвижения вынудило руководство СССР принять Указ «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», которым де-юре призналось существование национального вопроса крымских татар в СССР. Особое место занимают чирчикские события (1968), демонстрация на площади Маяковского в Москве (1969), создание Центральной инициативной группы и протестные акции в Москве (1987), протестные акции и забастовочное движение в Краснодарском крае и Узбекистане (1988), учреждние ОКНД (1989).

Самым же выдающимся событием, безусловно, является проведение II Курултая и избрание на нем Миллий Меджлиса. Вскоре состоялась акция «Киев-92». Значимые события последнего периода: Всекрымская акция - пеший поход в Симферополь, создание Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины (1999), проведение первого Всемирного Конгресса крымских татар (2009) .

Все эти события, последовательно развивая общественную инициативу разных поколений крымскотатарского народа, были направлены на исправление крайне негативных, глубоко трагических последствий, которые испытал наш народ в ХХ веке. Эти усилия постепенно вывели народ из состояния комы, вызванного его бесчеловечной депортацией и геноцидом в местах высылки. В результате была решена одна из важных стратегических задач движения – основная часть народа вернулась на Родину и находится в состоянии возрождения в Крыму. Соотечественники, вынужденно пребывающие за его пределами, продолжают возвращаться.

Во всех этих исторических событиях есть вклад каждого поколения крымских татар, которые, предпринимая «свой» шаг, приближали народ к заветной цели возрождения. «Киев-92» представляет собой существенный вклад в это приближение.

Исследуя побудительные причины акции 1992 года, нельзя не обратить внимание на предшествующие события, охватывающие последние месяцы перед развалом СССР. Тогда Миллий Меджлис и ОКНД, понимая всю непредсказуемость этого процесса для нашего народа, который массово возвращался на Родину, оперативно предприняли ряд мер по организации диалога с высшим руководством Украины для обсуждения вопросов, связанных с репатриацией крымскотатарского народа.

Самым бурным в этой деятельности можно назвать сентябрь 1991 года, когда в Киеве были организованы акции крымских татар по пикетированию здания Верховной Рады Украины, на площади Независимости, в Марьининский парке. Лозунги этих пикетов содержали требование восстановления государственности крымскотатарского народа, признания Меджлиса крымскотатарского народа как представительного и полномочного органа крымских татар.

Результатом встречи с представителями властей, с главой парламента Украины Леонидом Кравчуком стали их заявления о понимании сути проблемы крымскотатарского народа, согласие с тем, что требование восстановления национальной автономии в Крыму справдливо. А утверждения резолюции Форума интеллигенции Украины (14 сентября 1991 года) в поддержку Акта независимости Украины превзошли все ожидания:

"Форум интеллигенции Украины поддерживает право крымскотатарского народа на восстановление национального суверенитета на своей родине и предлагает Верховной Раде Украины совместно с высшим представительным органом крымскотатарского народа – Меджлисом приступить к реализации этого права. Реализация этого права не затрагивает интересов украинского и русского населения, а также представителей других национальностей Крыма".

Почетный президиум Форума, в котором восседали Л. Кравчук, руководители различных партий и общественно-политических организаций, депутаты, правозащитники, в том числе новоизбранный председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, выступал как бы гарантом этой позиции.

Остается лишь догадываться, какие эмоции и воодушевление всколыхнули, какие надежды вселили тогда в наших соотечественников заявления Украины о готовности решить национальный вопрос крымскотатарского народа. Ведь об этом мечтали все участники национального движения, которые ради возвращения на Родину и восстановления национальной автономии пережили массовые репрессии, сотнями шли на жертвы в виде лагерных сроков, а многие приняли и смерть.

Уверен, тогда крымским татарам казалось, что сама атмосфера, наконец-то, насыщается историческим духом возрождения памяти братской дружбы между украинским и крымскотатарским народами времен великого гетмана Украины Богдана Хмельницкого и не менее великого хана Крыма Ислам-Гирея. Именно эти добрые взаимоотношения привели к знаменитой победе под Желтыми Водами в 1648 году, давшей импульс становлению украинской государственности.

Согласно здравой и нравственной логике нормальный и порядочный человек не мог воспринимать эти заявления первых лиц и интеллигенции Украины по национальной проблеме крымских татар иначе. В конце концов, крымские татары имели полное право полагать, что Украина и её сообщество, следуя принципу «долг платежом красен», в этот трудный период для нашего народа должны были вернуть свой исторический долг, оказав помощь, прежде всего моральную, в восстановлении национальных прав нашего народа на данной ему Аллахом земле.

Однако после распада СССР в самом конце 1991 года позиция руководства независимой Украины стала быстро эволюционировать в противоположном направлении. Из Киева пошли очень тревожные сигналы, суть которых сводилась к полному исключению самой возможности положительного решения национального вопроса крымских татар. Те, кто говорил о них как о коренном народе Украины, начали просто и тупо игнорировать сам факт его существования в Крыму.

Решение об акции «Киев-92» было принято 16 февраля 1992 года на заседании Центрального Совета ОКНД под председательством Рефата Чубарова. Назначена дата - 18 марта. Через два дня начинался саммит глав государств СНГ. Особо отметим, что именно в первые месяцы существования независимой Украины её руководство, забыв свои недавние заявления о понимании и солидарности с требованиями крымскотатарского народа, вдруг избрала некий «новый», а по сути явно старый репрессивный и силовой подход советского режима в решении нашего национального вопроса.

По тому, как власть готовилась к разгону пикета у Верховной Рады Украины 19 марта 1992 года представителей народа, много лет и путём тяжёлой, неравной борьбы шедшего к своему ограниченному самоопределению и мирно требовавшего автономию у только что родившегося по воле случая государства, можно судить о её сомнительной моральности. Против участников пикета – чуть более 800 человек – мобилизовали около 13 тысяч соответствующе экипированных работников МВД, в том числе спецназ «Беркут».

Час, когда эти натренированные, но нравственно не отягощённые кадры были брошены на фактически гостей столицы - исторических соседей, пришедших сюда в поисках элементарной справедливости, надо рассматривать как момент перезагрузки в формировании отношения Украины к крымскотатарскому национальному вопросу. Поэтому нельзя не повториться: эта позиция непринятия, подкрепленного обращением к силовому решению, один в один напоминает позицию коммунистического режима бывшего СССР, который категорически не воспринимал необходимость решения политического вопроса - восстановления национальной автономии крымскотатарского народа в составе Украины, и тоже при каждом случае демонстрировал мощь репрессивного аппарата.

Современная, сложившая 20 лет спустя, ситуация, продолжающее сохраняться дискриминационное положение крымскотатарского народа в Украине - красноречивое подтверждение этому. А известные столкновения крымских татар с правоохранительными органами в марте 1998 года из-за вынужденного перекрытия железнодорожных путей в связи с проблемами получения украинского гражданства, конфликты летом 2006-го на Азизлер в Бахчисарае, осенью 2007-го на массиве Балаклава в Акъмесджите, тогда же на плато Ай-Петри «вещественные» тому доказательства. А ведь речь идёт о самом обыденном-очевидном: отстаивании своего конституционного права предоставляемого им Конституцией Украины!

Возвращаясь к событиям акции «Киев-92», хочется обратить внимание на самый существенный её момент, который надо рассматривать как победу и важный положительный результат общенационального масштаба. На следующий день после нелицеприятных для власти событий по инициативе Украины на саммите стран СНГ было предложено подписать протокольное решение, касающееся различных категорий депортированных граждан теперь уже бывшего СССР. Документ называется «Протокольное решение о доработке проекта Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных народов, национальных меньшинств и отдельных граждан». В нем неразборчиво было подчеркнуто, что это решение должно быть доработано «с учетом мнений, высказанных на первом обсуждении глав государств 20 марта 1992 года, и внести ее на рассмотрение очередного заседания глав государств».

Этот сырой и поспешно составленный документ свидетельствует о том, что украинские власти, направляя за три дня до избиения крымских татар в Киеве правительственные телеграммы в адрес Меджлиса и ОКНД за подписью председателя ВР Украины Ивана Плюща и заявляя, что высшее руководство страны готово к решению проблем крымскотатарского народа, на самом деле ничего и не думали делать. Только увидев 19 марта решимость крымских татар отстаивать свои права и готовых к любому развитию ситуации, украинские власти, будучи в полной растерянности, предложили подписать этот документ главам стран СНГ.

Последние сделали это, конечно же, с «пониманием», чтобы снять внезапно возникшую напряженность в Украине из-за акций протестов крымских татар. Благодаря этому через полгода, 9 октября 1992 года, странами СНГ в Бишкеке было подписано «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов».

Сегодня можно полностью согласиться с критикой, утверждающей, что Бишкекское международное соглашение по вопросам депортированных народов, национальных меньшинств было полностью и заведомо мертворожденным документом, который до сих пор как бы действует, но не реализовывает провозглашённые договорённости. Более того, можно признать, что с подписанием такого соглашения Украина получала тогда некий и временной, и, что более важно, социально-политический «люфт». Ибо ответственность перед бывшими советскими депортированными гражданами становилась как бы коллективной в рамках стран СНГ, а индивидуальная украинская часть этой ответственности минимизировалась.

Это позволяло украинским властям постоянно манипулировать нежеланными обязанностями, находить «объективные» причины своей бездеятельности, заявляя на протяжении всех 20 лет о том, что подписанты - страны СНГ якобы не желают оказывать помощь крымским татарам в репатриации и обустройстве, а Украина может оказывать только ту помощь, на которую она способна, а способности её весьма и весьма ограничены.

Но при всем этом трудно игнорировать его юридическую значимость с момента подписания как базового документа. Это важно для различных международных организаций в Крыму, гуманитарных проектов, реализация которых направлена на возрождение национального образования, культуры, национальной и религиозной идентичности крымских татар.

На базе этого документа с 1998 по 2001 год были решены болезненные проблемы с получением украинского гражданства, когда в результате настойчивой апелляции к статьям соглашения более сотни тысяч наших соотечественников получили гражданство Украины. Каждый из более чем 10 тысяч крымских татар, получивших в это время усилиями представительства Меджлиса крымскотатарского народа по Центральной Азии гражданство Украины в Узбекистане, должны быть благодарны в решении этого вопроса прежде всего участникам акции «Киев-92». Результатом именно их мужества и стойкости стало принятие Бишкекского соглашения.

Полное игнорирование этого международного документа странами СНГ, подписавшими его, послужило причиной организации в рамках очередной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге заседания комиссии ПАСЕ по вопросам миграции, беженцев и демографии в апреле 2000 года. Сессия рассмотрела проблемы репатриации и восстановления прав крымскотатарского народа. В результате ПАСЕ приняла резолюцию «Репатриация и интеграция крымских татар. Рекомендация 1455 (2000)». Украина её тоже полностью проигнорировала.

Известна и другая, не менее ценная роль Бишкекского документа, благодаря которому была аргументирована необходимость денонсации (расторжения) "Договора между Украиной и Республикой Узбекистан о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства" от 5 декабря 1996 года (вступило в силу в сентябре 2004 года). Именно это обстоятельство, в том числе, обеспечивает сегодня пусть немногочисленное, но стабильное возвращение соотечественников в Крым из Узбекистана, которые получают гражданство Украины в течение нескольких месяцев в соответствие с упрощёнными процедурами, определенными в части 12 ст.1 и части 6 ст.8 Закона «О гражданстве Украины».

Спектр положительных моментов бишкекского международного документа по депортированным, несмотря на кажущуюся его нерезультативность, достаточно широк. Это соглашение будет действовать до 2013 года. Известно, что сегодня Украина обсуждает возможность его пролонгации (продления). По моему глубокому убеждению, заинтересованные стороны должны сделать всё, чтобы пролонгация была осуществлена.

Ещё раз особо хочется подчеркнуть: принятие этого важного международного документа - результат акции «Киев-92». В связи с этим хочется выразить благодарность всем, кто решал вопросы материального и технического обеспечения акции, и, конечно же, всем её непосредственно участникам.

* * *

Вместо поскриптума. Готовя эту статью специально для газеты «Къырым», параллельно планирую разместить её в интернете. И в связи с этим не могу не обратиться к «украинским хитрым лисам», обитающим в лесах большого политикума. Они самонадеянно хвастают тем, как, руководя страной, ловко орудуя в политике, могут умело, не промочившись, пробежать между дождинками сквозь дождь. В случае с акцией «Киев-92» подобная их самооценка глубоко ошибочна.

Не знаю, как в «междусобойчиках» им удаётся прошмыгнуть между каплями. Но тогда, в 1992-м, действуя против посланцев борющегося за свои права народа-изгнанника, они беспрестанно ударялись о дождевой поток справедливых требований крымских татар и очень скоро выглядели, как мокрые курицы.

Честно сказать, жалко страну, жалко её народ. Сочувствую всем - украинцам, другим коренным народам, как и мы, здесь сформировавшимся, сочувствую представителям национальных меньшинств, независимо от их вероисповедания и политических симпатий. Ведь эти «хитрые лисы» у власти безответственно относились не только к крымским татарам, но и к своему «родному» народу.

Результатом их хитрой политики и хитрого руководства страной за 20 лет независимости страна безвылазно находится в политическом тупике, а общество охвачено не снижающимся высоким напряжением. Это не 220 вольт, опасные для жизни человека, и даже не тысячи, могущие сжечь металл. Это напряжение куда выше и куда более опасно.

Именно поэтому в такой ситуации по решению У Национального Курултая решено проведение Международного Форума по вопросу восстановления прав крымскотатарского народа на своей Родине, обеспечения его безопасности и гарантий развития в Украине. Иншалла, мы его проведем и скажем миру, что мы заслуживаем лучшей доли и лучшей жизни.

(газета «QIRIM», 4 апреля2012, №26(1586)

 

На початок



 


Яндекс.Метрика