Именно так,
читатель, избегают и игнорируют – во всяком случае, как повод для дискуссии и
серьезного разговора. Если, конечно, не считать еврейской темой заметки о том,
что в городе N прошла Ханука/Пурим/Песах, там-то открыли синагогу, а вот тут
внесли новый свиток Торы. Еще бывают интервью: тот или иной раввин расскажет о
возрождении духовности, о том, как он благодарен губернатору или мэру, или,
наоборот, посетует на разгул ксенофобии и равнодушие власти. А вот серьезные
материалы, касающиеся евреев, хотя бы просто анализирующие те или иные
исторические, общинные или межнациональные процессы, – ну уж нет, увольте.
Просто как о покойниках – либо хорошо, либо никак.
Почему? А вы представьте, что в общенациональной газете над евреями не будут
сюсюкать, а серьезно начнут обсуждать, например, вопрос об ограничениях при
приеме в еврейские школы, об их учебной программе, да еще рассуждать, где
проходит грань между традицией/культурой и религиозной пропагандой и т.п.
Догадываетесь, какой шквал обвинений обрушится на это СМИ? Страшных обвинений –
в антисемитизме.
Несколько лет назад газета «Вечерние Вести» устами главного редактора
высказалась по проблеме Голодомора, роли евреев в его организации и о том,
почему евреи не подлежат обсуждению. В общем-то, бедный главред честно
признался, что евреев боится, но попытался понять, разобраться – почему.
Cтатья эта изобиловала, на мой взгляд, глупостями о евреях и о том, как они не
любят украинцев, но было в ней самое главное – попытка завязать разговор. Не
получилось. Вопль об антисемитизме поднялся до небес, газета была вынуждена
извиняться, и даже объявить, что редактор уволен.
Почти то же самое произошло, когда один из наиболее талантливых и честных
украинских журналистов – Ярослава Музыченко – осмелилась написать что-то не
очень комплиментарное о деятельности некоторых украинских «главных
евреев».
Правда, волна обвинений в антисемитизме не успела накрыть автора, поскольку ряд
еврейских сайтов быстро перепечатал статью, переведя скандал в ранг
внутриеврейского. Впрочем, и дискуссии не получилось.
Редактор великолепного журнала «Ї» – интеллигентнейший Тарас Возняк – дабы
избежать обвинений в антисемитизме был вынужден изобрести уродца-неологизм –
словечко гебрейський, заменившее абсолютно нейтральное в украинском языке (а
тем более в его галицкой версии) прилагательное жидівський и налить в свои
тексты столько юдофильского сиропу, что стало совсем непонятно, – если галицкие
евреи и впрямь были такими зефирными марципанчиками, то как их мог хоть кто-то
не любить?
С евреями обращаются как с тухлым яйцом – боятся трогать и трясти, еврейская
тема дозволена лишь на уровне бесспорных утверждений вроде «Холокост – это
плохо», «Праздники – это хорошо», «Волга впадает в Каспийское море» – а оттого
евреи со своими проблемами не воспринимаются обществом в качестве его
интегральной части, играющей важную роль в общеукраинских процессах. Форма
умолчания, игнорирование, по сути делегитимизирует евреев в Украине, превращая
их в нечто внешнее по отношению к своей стране.
Еврейский истеблишмент, впрочем, не возражает против сложившейся ситуации, ведь
она – залог того, что практически у любых безобразий еврейских структур нет
шанса попасть в публичное пространство, в зону внимания как местных, так и
общенациональных СМИ. Отсюда и фантастическое ощущение безнаказанности и
защищенности от любой критики. И не только от критики, но и просто от открытой
дискуссии – правильно ли они (лидеры) поступают в том или ином случае, и как
можно было бы поступить.
Кто сейчас готов публиковать честные материалы – без сиропа, но и без огульной
ругани, к примеру: «Кто и как управляет еврейскими организациями и контролирует
их?», «Как (и почему именно так) работают хеседы (школы, синагоги, общинные
центры)?», «За что уволен председатель Имярек в общине?», да и на любые другие
актуальные и острые темы? Да практически никто.
Вы скажете – это функция еврейских газет и Интернет-сайтов. Так же считают и
многие украинские СМИ, мол, «это еврейские дела, пусть между собой и
разбираются». А евреи тут же вспомнят славянские поговорки про сор из дома,
грязное белье, а на все заявления о публичности, открытости, о праве на гласное
и широкое обсуждение – будут только морщиться и цыкать зубом.
На мой взгляд, вот так, с двух сторон, и укрепляются стены «еврейского гетто»,
усиливая ощущение оторванности евреев (именно как евреев) от украинского
общества. Все остается внутри – и любые попытки прорвать эту блокаду
воспринимаются или как агрессия, или как предательство.
Уверен, писать на еврейские темы и о еврейских проблемах в обычных газетах не
только можно, но и нужно. Как и в еврейских – на украинские, ведь именно
еврейские СМИ должны объяснить своим читателям, что их соседи любят Бандеру или
Петлюру совсем не за их отношение к евреям и что вообще на евреях свет клином не
сошелся. Что, разумеется, не должно мешать им поинтересоваться у властей,
почему стоят заброшенными синагоги – памятники архитектуры, и где улицы Баал
Шем Това или Жаботинского в наших городах, и отчего это всякие президенты и
губернаторы развешивают на улицах плакаты-поздравления только с православными
праздниками, а с еврейскими (да и с другими) почему-то нет.
Евреи в Украине редкие гости не только на страницах газет и журналов, но даже в
путеводителях и туристических справочниках. Вот, к примеру, город Золочев, что
в Львовской области. Его уроженец – лауреат Нобелевской премии Роалд Хоффман –
открывает здесь памятник жертвам Холокоста, рядом тусят мелкие чиновники из
местной администрации, высокое начальство не пожаловало – подумаешь, эка
невидаль, лауреат-то не наш… И то верно – откроем брошюру о Золочеве, лежащую
каждом киоске, и удивимся – откуда здесь взяться лауреату Нобелевской премии,
если евреев в городе, судя по тексту, никогда не было. Впрочем, один раз о них
вспоминают, как о погибших в Холокосте, но как они здесь появились, и кто еще
недавно составлял подавляющие большинство населения этого типичного еврейского
местечка – знать не знаем, и ведать не ведаем.
А вот Коломыя. Здесь о евреях помнят не больше – из местного путеводителя
следует, что главной задачей немцев была борьба с украинским освободительным
движением, правда мимоходом сообщается, что они (немцы), бывало, и евреев
убивали. Все. Ни о Баал Шем Тове, который жил в этих краях, ни о ком другом
упоминаний вы не найдете. А ведь это практически сердце Идишленда. В Вижнице,
Косове, Кутах, Подгайцах и так далее – схожая ситуация. Плохо о евреях не
говорят – но и хорошо тоже, их нет ни в истории, ни в актуальной
действительности, и уж тем более никто не хочет говорить о них в будущем времени.
Хотя, признаемся, бывает и иначе. В Болехове прохожие во главе с депутатами
местного совета, узнав, что мы – съемочная группа еврейской телепрограммы,
стали просить посодействовать, чтобы евреи вернулись в заботливо сохраняемое
здание огромной синагоги, чтобы в городе поселилось хоть несколько еврейских
семей, возродив еврейскую жизнь. Респект вам, жители Болехова. Слышал я и о
других подобных случаях, но о них не пишут в газетах, они не становятся
публичными, общественно значимыми.
Интересно, что в еврейском социуме мы наблюдаем те же процессы, только в
зеркальном отражении и с одним отличием. Вы же не думаете, что хоть в одной
экскурсии для местных или зарубежных евреев по этим же городам есть нечто,
выходящее за рамки рассказа о цадиках и хасидах, сионистах и миснагедах? В
еврейском мире не присутствуют поляки, австрийцы, украинцы. Разве только тогда,
когда речь заходит о погромах. Они как пейзаж или климат – если в какой-то год
не было бури, разве мы это отметим?
Заметили отличие? О евреях или хорошо, или никак, а об украинцах – или никак,
или плохо. Но чаще никак, и те и другие просто предпочитают игнорировать друг
друга.
Это касается не только прошлого, но и настоящего. Об украинском национальном
возрождении в еврейских СМИ – либо ничего, либо с нескрываемым неприятием. Чаще
украинскую жизнь просто игнорируют, а если нет – она воспринимается в штыки. О
чем у них (в украинском обществе) думают, какие проблемы обсуждают – если на
это нельзя навесить ярлык антисемитизма – евреям это не интересно. Даже великий
поэт и переводчик Моисей Фишбейн находится за пределами еврейского «поля
зрения» потому что он таки украинский поэт, а это – параллельное пространство.
Его стихи и проза, его общественная деятельность практически никого не волнуют,
его вовлеченность в украинскую общественную жизнь даже вызывает
раздражение.
Евреям вообще свойственно позволять себе то, что они с глубоким возмущением
запрещают другим. Помните, несколько лет назад прошла кампания против
ассимиляции (на Западе даже крутили видеоролики), мол, женился не на еврейке –
значит исчез. Не только раввины, но и светские еврейские лидеры открыто
поддерживают такие призывы. А что если изменить ситуацию, представить, что
нечто подобное позволяют себе не евреи, а, скажем, условный Тягнибок или условная
Фарион? Чтобы мы сказали, услышав от них рассуждения о сохранении чистоты
украинской крови? А ведь призывы к «чистоте еврейской семьи» нас не смущают… То
есть нам можно лезть в личную жизнь и требовать этнического отбора, а по
отношению к нам – и думать не моги. (Может им стоит выдать это за заботу о нас?
Что-то вроде «Ни одного поцелуя еврею – спасем их от ассимиляции!» или «Спишь с
евреем – помогаешь Гитлеру истреблять еврейский народ!»).
А что было бы, потребуй хоть одна украинская школа у ребенка документ,
свидетельствующий о его украинском (в этническом смысле) происхождении? А потом
отказала бы в приеме, выяснив, что мама – еврейка? Кого бы мы вспомнили?
Как негодуют евреи – Фарион не нравятся неукраинские имена в украинских детских
садах! Но эти же евреи совершенно спокойно слушают рассуждения в еврейских
детских садах и школах, что Борис и Семен имена совсем не еврейские, а гойские,
и лучше зваться Борух и Шимон. Вчерашние Володи истово клянутся тебе, что
испокон века их звали Зеевами, а знакомый с детства Виталик в любую минуту
может обернуться Дов-Бером, Мойше-Лейбом, а то и Авраамом-Иосифом-Ицхаком.
Почему у евреев это – возрождение духовности и возвращение к традициям, а у
украинцев – разгул пещерного национализма и почти нацизм?
Может, стоит начать говорить об этом открыто? Ведь Украина, как и вся Западная
цивилизация, ни в прошлом, ни в настоящем, ни, надеюсь, в будущем немыслима без
еврейского колера. Но и евреям следует признать, что они лишь часть прекрасной
картины. Важная, даже необходимая, но – часть.
Мне кажется, что первый шаг должны сделать мы. Еврейская тема перестанет быть
«опасной», когда мы перестанем считать любой взгляд на нас вторжением, любой
интерес – подозрительным, любую критику – антисемитизмом, любую попытку
завязать разговор – нарушением «омерты».
А еще евреям Украины надо наконец заинтересоваться своей страной и ее историей,
принимая ее не как «ихнюю», а как часть своей. Тогда не надо будет каждый год
доказывать себе, что 22 января – это и наш праздник, и что нам тоже важно
зажечь со своими детьми свечу в память о жертвах Голодомора, и рассказать им, о
том, кто такие герои Крут, и почему Степан Бандера и Симон Петлюра станут в
один ряд с Джузеппе Гарибальди, Симоном Боливаром и Уильямом Уоллесом.
http://eajc.org/page18/news28827.html
27.02.2012