|
Саския СассенИнтеллектуалов вытеснило сословие трепачей «Креативный
класс» как симптом регресса От редакции. Если обнаружить некую общую черту
в рассуждении о «креативном
классе» столь разных американских экспертов, как Майкл Линд и Саския Сассен,
то она состоит в том, что этот класс
является исключительным
продуктом временного господства в западном
обществе финансового капитала. Капитала, заинтересованного в наличии высокооплачиваемой интеллектуальной
обслуги, но совершенно равнодушного к судьбам индустриального
производства в своих странах, равно как и к положению интеллектуалов в собственном смысле этого слова, то есть людей, производящих и транслирующих научное знание. Однако если Майкл Линд в борьбе против призрака
«постиндустриальной Америки» одним ударом наносит
удар и по «креативному классу», и по интеллектуалам, то Саския
Сассен, профессор социологии и сопредседатель Комитета глобальной мысли Колумбийского университета, проводит жесткое
разграничение между «людьми
знания» и «воинами
креатива». Насколько эти
два сегмента образованного сословия
антагонистичны друг другу, как
в США, так и в нашей стране?
Это вопрос мы оставляем в качестве дискуссионного, приглашая наших авторов поучаствовать в этом интересном и явно злободневном
споре. * * * – Уважаемая госпожа Сассен, какие изменения
в социальной структуре занятости в крупных городах Запада, в частности в США, произошли с тех пор, как сократился объем промышленного сектора? – «Креативный класс» или «креативные
классы» – это высокооплачиваемый, постоянно увеличивающийся в численности, социальный слой, который по своему генезису представляет собой результат развития экономики последних тридцати лет. Когда в 2008 году грянул кризис, то он немедленно ударил по этой страте, уменьшив
ее численность. Однако уменьшил он ее лишь ненамного.
Все эти банкротства малых предприятий и изъятия банками заложенного под ипотечные кредиты жилья требовали большого числа юристов, бухгалтеров, финансовых экспертов, так чтокризис
по причине возникших финансовых сложностей породил новый запрос
на профессионалов «высшей лиги». Но есть и другой
аспект этой истории экономических изменений 2008 года. Был
нанесен жесткий удар по иной, менее квалифицированной,
прослойке этого
«креативного класса», иногда
в тех же самых секторах экономики, где вырос запрос на высокооплачиваемых менеджеров. Подобные предприятия были вынуждены перенести свои производства и офисы в страны с низкой заработной платой, где начался
их рост. Такого рода отрасли социально пострадали гораздо в большей мере, чем «лучшие 20 процентов». Бунты в Лондоне, волнения
в Испании, Греции, Египте и США случились из-за растущего социального неравенства, которое отнимает у людей необходимые средства к существованию. – Смогут ли образованные
граждане стран БРИК, прежде всего России,
интегрироваться в этот
сектор, не покидая насиженных
мест? – Думаю, что да. По крайней мере, в отдельных случаях власти могли бы удержать от эмиграции наиболее грамотных и талантливых людей, создавая для них рабочие места на родине. США, будучи
флагманом экономического империализма
со времен Второй мировой войны, «прочесывают» мировые рынки в поисках товаров, услуг, рабочей силы из
других стран. Такая интеграция позволила вытащить из нищеты полмиллиона
жителей Азии. Это бесспорно позитивный
факт, и на него любят ссылаться. Но, в то же время, этот экономический рост стал причиной
удручающего загрязнения окружающей среды. Капитал, безусловно, следует направлять на удовлетворение
материальных потребностей, но делать это
нужно «экологически чистым» путем. – Можно ли ставить знак равенства между «креативным классом» и образованными людьми? Если да (нет), то почему?
Имеются ли у него специфические социальные черты? – Нет. Мне вообще не нравится, когда этот термин
применяют для описания, в
первую очередь, среды высокооплачиваемых профессионалов.
К нему скорее можно отнести некоторых
художников или ученых, которые изобрели или открыли
что-то новое, но в целом истинное
новаторство чуждо этому классу. – Получается, «креативный класс» подменил собой интеллектуалов? Если это так, какие
общественно-политические сдвиги
отражает эта подмена? – В известном смысле Вы правы,
хотя точнее будет сказать, что интеллектуалов
вытеснили с общественной трибуны представители «сословия трепачей» (то есть
широко известные по ТВ, радио
и газетам «персоналии», как
они предпочитают себя величать). Эти люди востребованы двадцать четыре часа в сутки, и болтая о чем угодно, они полностью владеют вниманием аудитории, не спрашивая у нее, надо им это
или нет. Это скорее эстрада.
Ведь настоящий
интеллектуал рассуждает чересчур серьезно, утомляя обилием деталей,
его точку зрения мудрено запомнить. В общественно-политическом плане это означает подмену размышления
развлечением. Под эмансипацией «креативных классов» следует понимать вытеснение интеллектуалов и компетентных специалистов некими «суперэкспертами», чья сообразительность и наглость (как без нее!) позволит
нарушать законодательство, направленное на защиту рядовых граждан от злоупотреблений! Таким образом, мыслящих
и компетентных людей подменили
сперва «трепачи», а затем и собственно «креативщики». Оба вышеназванных сословия от людей подлинного знания отделяет пропасть. – И, почувствовав слабость, интеллектуалы поспешили примкнуть к «креативному классу»?
Не кажется ли вам, что подталкивая интеллектуалов к сближению с «креативным классом», понуждая их к отказу
от свободомыслия в обмен на
привилегии, кто-то пытается таким способом обеспечить
господство неолиберальной идеологии? – Ну, я пока не замечала подлинных интеллектуалов в рядах «креативщиков».
«Креативные классы», это не более чем
высокооплачиваемая, вышколенная
обслуга «Большой Лаборатории»,
в чьи задачи входит выработка новых способов концентрации доходов и прибылей в руках тех, кому они служат. Сами
по себе эти люди могут быть по-человечески честны, однако род занятий вынуждает их совершать
безнравственные поступки. Они могут
проявлять творческую инициативу,
но плоды их деятельности никак нельзя назвать
вкладом в общественное благосостояние.
В последнем десятилетии они служили только одному делу – еще большему
обогащению тех, кто уже достаточно богат. – Что представляет собой «креативный класс» по замыслу – это идеология, социологическая концепция или пропаганда? – Всего понемногу. – Вы согласны с тем, что развитие информационных
технологий вкупе с ростом «разумной» экономики рано или поздно приведет
к изменению среды обитания человека? – Информативно-технологический
сектор не имеет отношения к
«креативному классу», хотя их часто смешивают. Этот сектор составляют изобретатели и новаторы. В конце концов, такие
люди, как Цукерман, находят себе место в рядах «креативщиков», и они начинают извлекать выгоду из своих
открытий. Новаторский
момент в деле развития технологий сильно отличается от обычных рыночных манипуляций с целью обогащения. Цукерману
повезло в обоих случаях. Беседовали Никита Куркин
и Юлия Нетесова http://www.terra-america.ru/intellektualov-vitesnilo-soslovie-trepachei.aspx |