|
Андрій КураєвУ них новый Папа. Что это значит для нас?Сейчас принято
интересоваться, как скажется восхождение нового римского
Папы на отношениях Ватикана и нашей Церкви. Прежде всего
два личных обстоятельства в
биографии Франциска: 1. Папа Франциск воспитан униатским украинским священником. 2. Несколько
лет уже будучи епископом, он руководил
униатскими украинскими
приходами в Аргентине. Отсюда два вывода. Первый – положительный
для нашей Церкви: он знает и понимает
наше богослужение. Второй же вывод
скорее негативный: вряд ли украинские униаты сформировали в
нем позитивный образ Московской Патриархии. При этом
стоит помнить, что с нашей стороны
как на главное препятствие на пути к личной встрече Патриарха и Папы, а также для визита Папы в Россию, указывалась на недоброе отношение украинских униатов к своим православным согражданам двадцать лет назад. Станет ли
Франциск именно в этом вопросе идти нам навстречу, если для этого ему придется
переступить через точку зрения его
прямых наставников и чад? Немцу Ратцингеру это было бы
сделать гораздо легче – но и он на это не пошел. Так что
если такая встреча в наших интересах – позицию скорее всего придется менять именно нам (тем более что Ватикан и вовсе не ставит никаких предварительных условий для нее). А интерес к этой встрече, я думаю, сейчас с нашей
стороны должен быть велик: кажется,
слово именно этого Папы будет очень
весомым для всего мира. Ведь его
слова будут подтверждаться делами, и иметь такого союзника в
идущем «конфликте цивилизаций» для нашей Церкви очень даже кстати. (о единстве его слов
и дел говорит поступок,
явно выходящий за рамки возможного
изощренно-иезуитского пиара: в
2009 г. он переехал жить в трущобы к одному из священников, которому наркоторговцы угрожали смертью). Жаждет ли
такой встречи новый Папа? Будет ли он не спать ночей, размышляя о том, как приблизить эту встречу? Сильно сомневаюсь. Если он и в самом деле намерен
реализовать провозглашенную
им программу внутрицерковной революции, переориентируя ее от дворцов к хижинам, то ему хватит тех
проблем, которые он сам себе создаст
внутри своей Церкви. «Когда
мы идем без Креста, когда созидаем
без Креста и исповедуем
Христа без Креста, мы не являемся учениками Господа: мы мирские епископы, священники, кардиналы, папы, — но никак
не ученики Господни (проповедь при завершении
конклава). Полагаю, что
это он не о догматике говорил, а о Кресте как символе Жертвы
и Отказа. Это очень серьезная декларация: оказывается, Папа не безусловно Папа; Папа он не
потому, что сидит на римском троне, а только при условии, что идет путем
Креста… С мечтой
«Ах, как бы я хотел, чтобы Церковь
была бедной и для бедных!» (пресс-конференция 16 марта) ему будет
не до нас. Выходит, что
часы и календари у нас не
то что не совпадают, а
просто тикают в противоположных
направлениях. Мы с радостью,
систематично и многомерно выстраиваем
новую церковно-государственную
симфонию, апологизируем самое радикальное иосифлянство и надеемся, что союз с социальными элитами даст нам большие бонусы. Заручившись поддержкой государственного административного ресурса и бюджета, многократно умножив ряды собственной церковной аристократии, затем повернуться
к беднякам… В этой стратегии главное требование текущего момента – не портить отношения с властью во всех ее
проявлениях и носителях. Еще пару десятилетий возрождения, укрепления, консолидации, «тучных коров», ну а потом… Задача воцерковления (точнее – прицерковления) власти и спонсорящих элит неизбежно предполагает безграничное расширение церковной этики: чтобы не отпугнуть столь своеобразных неофитов, от которых столь решительно зависят сами «миссионеры»
и их миссионерские проекты, приходится терпеть, разрешать, не замечать очень многое. «Воля императора – форс-мажорное обстоятельство», — сделала Церковь вывод еще из
приснопамятной «михианской схизмы» восьмого столетия… (Кто тут сказал «Кабаева»???) Программа Франциска (бедная церковь для бедняков) – это добровольный исход из Константиновой эпохи. Если на верхних социальных этажах Церкви стало тесно – что ж, надо перестать
бодаться, сойти вниз и этим поклоном уклониться от занесенного
меча масонской пропаганды
(см. «Код да Винчи»).
Пригнувшись, уйти в лачуги
и на слова критики отвечать делами веры
и любви. Смириться, возродить истинное монашество даже в рядах якобы монашествующей иерархии — и тем самым стать ниже ураганных ветров информационной войны. Если элиты
светского западного общества уже не подвластны голосу
Церкви – Церковь всегда в состоянии свои дела
привести в соответствие со своими словами. Константиновской Византии
это равенство слов, символов и дел никогда вполне
не удавалось (католическому Западу, прикрывавшему свои властные амбиции «Константиновым даром», конечно, тоже). Парадокс ситуации в том, что определенный филокатолицизм некоторой части нашей иерархии обращен к тому, с чем католичество эпохи папы Франциска намерено расстаться. Митрополит
Никодим, видевший всю полноту
унижения Церкви в хрущевские
годы, был восхищен именно имперским величием Ватикана. Этот парадокс усугубляется и тем, что наши иерархи 70-х годов декларировали симпатию к латиноамериканской католической «теологии революции», с которой тогда как раз боролся
нынешний Папа. «Мы –
за преобразование социальных
структур, угнетающих народы
и не позволяющих им свободно развиваться, за преобразование, включающее, если требуется, и революционные пути низвержения существующих режимов порабощения» (митр. Таллинский и Эстонский Алексий. О миротворческой деятельности РПЦ. Содоклад на Поместном соборе 31 мая 1971 г. // ЖМП 1971, № 7, с. 62). Хотя
это слова митрополита Алексия,
но группа референтов у всех выездных членов Синода в те годы была одна и та же. Если бы
эти слова были сказаны митрополитом такого же ранга
сегодня, это было бы очень
серьезным и мужественным
тезисом. Но в те годы эти слова симпатии к «теологии революции» были всего лишь
формой конформизма по отношении к советской власти, поскольку она сама жонглировала ррреволюционной риторикой. В общем,
Божий Промысл предложил нам
очень интересный «эксперимент»: две очень похожие социальные
группы с довольно схожим
набором болезней расходятся
сейчас по разным путям реагирования на современный мир.
А какой из них окажется успешнее – Бог, а, значит, и история рассудят. http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/51633/
|