Оксана Мельничук
Выставка Пинзеля в Лувре стала мощным оружием украинской дипломатии
Представьте, что вы в самом сердце Парижа, Лувре, поднимаетесь по лестнице Генриха IV в зал, где когда-то находилась часовня, в которой принимали присягу французские короли. Из окна виднеется
знаменитая луврская пирамида, колесо обозрения на площади Согласия, Елисейские поля и Триумфальная
арка. Стены в зале окрашены в бежевый, как и фасад 800-летнего музея, поэтому кажется, что их и нет.
Именно в такой обстановке выставлены работы «украинского Микеланджело» — «Жертва Авраама», «Самсон, раздирающий пасть льва», «Распятие» и другие. А теперь представьте, что в соседних залах расположились поздний Рафаэль и античное искусство. Осознание всего этого пробирает до дрожи.
Тот факт, что 27 произведений мастера отправились в Лувр, теперь многие воспринимают как данность. Мол, подумаешь, выставка. А на самом деле это
и кропотливая работа, и удачное стечение обстоятельств, и отличный урок презентации страны на международной арене.
Пять лет назад культуролог, главный
редактор журнала «Ї» Тарас Возняк и его единомышленники решили «ударить искусством по бездорожью в международных отношениях». Причём высоким искусством, дав бой «шароварщине». Пинзель для этой цели был выбран
неслучайно. Он — визитная
карточка Галичины эпохи барокко. И хотя о мастере практически ничего не известно, его работы рассказывают
многое. Удивительные скульптуры, которыми он украшал церкви в Западной Украине, отличают редчайшая экспрессия и выразительность. Весь свой гений художник сосредоточил на католической теме, большинство скульптур — ангелы, святые, Христос и Дева Мария.
Так началось настоящее движение под знаменем
«Пинзель» — выставки, конференции, встречи. В это движение попал и французский друг Возняка из Бретани Ян Долл. Вот тут и начинаются чудеса.
Оказалось, что Долл — член Ассоциации меценатов «Друзья Лувра», организации, помогающей музею проводить международные
выставки и закупать произведения искусства.
Вернувшись во Францию, Долл показывает фотографии работ Пинзеля сотрудникам луврского департамента скульптуры XVIII века. Дальше больше — группа учёных из Лувра во главе с Женевьев
Бреск отправляется в путешествие по Западной Украине, чтобы лично побывать везде, где хранились
работы Пинзеля. Их впечатлений оказалось достаточно: директору Лувра Анри Луаретту предложили организовать выставку. Тот согласился моментально. Такое же предложение получил и легендарный директор Львовской художественной галереи Борис Возницкий, который всю жизнь собирал скульптуры Пинзеля. Луаретт написал письмо тогда ещё министру культуры
Михаилу Кулиняку — очень личное, неформальное
послание, благодаря чему завязалась взаимная переписка, и впервые украинский чиновник такого высокого
уровня поддержал проект на всех этапах, взяв на себя большинство менеджерских функций.
По условиям договора с
Лувром от Украины требовалось
подготовить работы Пинзеля к транспортировке. Все сохранившиеся произведения — из дерева, и, когда реставраторы «вскрыли» отобранные скульптуры, выяснилось, что те заражены шашелем. Выставка могла оказаться на грани срыва. Но нашим специалистам во главе с директором Национального реставрационного
центра Светланой Стрельниковой
всего за три месяца удалось
освободить скульптуры не только от опасного шашеля, но и от позднейших наслоений извести и краски. В
Лувре работы Пинзеля
появились в своём первозданном
блеске, что и было отмечено французским
куратором выставки Гилемом Шерфом. Украина выступила равноправным участником в этом проекте, и доказательством тому —
предложение Анри Луаретта о долгосрочном сотрудничестве.
Культура — отличный дипломат. Пока
внутри страны обсуждали отмену саммита Украина – ЕС, и думалось, что
об Украине уже и слышать никто не хочет, — мы открывали мировой
интеллигенции украинца Пинзеля. Казалось бы, почему Украине,
с её потрясающим потенциалом, не акцентировать на культурной дипломатии. Почему мы всё ещё
презентуем страну через шаровары, фольклор и этнографию,
в то время как культурный уровень любой цивилизованной страны определяется качеством её академического
искусства и академической
науки? Пинзель — это академическое искусство. Это национальный музейный фонд и совсем другой уровень двустороннего сотрудничества — с диалогом
равных. Это встреча двух цивилизаций,
где первую скрипку играют взаимоуважение и неподдельный интерес. Это высокое
искусство, способное изменить имидж целой страны всего
за три месяца.
Оксана Мельничук, координатор выставки "Иоанн Георг Пинзель"
http://focus.ua/opinion/256699/
|