www.ji-magazine.lviv.ua
Звернення адвоката Андрія Козлова, представника Української держави в судах
Его
Превосходительству
Президенту Украины
Его
Превосходительству
Премьер-Министру
Украины
Господин Президент,
Господин Премьер-Министр,
Это открытое послание
направляется вам, поскольку первый из вас в свое время уполномочил меня от
имени Правительства, а второй в данный момент занимает должность,
распространяющую данные полномочия. В течение 10 лет, с декабря 2002 года, в
каденцию трех Президентов и шести Правительств я исполнял данное мне поручение,
представляя Украинское государство, Кабинет Министров и Министерство обороны, в
нелегком для нашей страны деле о крушении самолета Ту-154М над Черным морем,
случившейся 4 октября 2001 года. Девять из десяти этих лет не стоили
Украинскому государству ни гроша, а его должностным лицам - излишних затрат
времени и нервов. Для достижения положительного результата, который наконец
явился нам в декабре прошлого года, когда в судебном порядке была окончательно
доказана полная несостоятельность версии авиакатастрофы, ранее
опубликованной стороной, производившей расследование, я счел возможным
пренебречь такими мелочами, как карьера, комфорт, а иногда, похоже, и
безопасность. Я делал это не ради чинов, славы, почестей или наград, которые
усилиями раздающих их направо и налево все чаще превращаются в банальные
побрякушки. Я делал это ради доброго имени нашей страны и ради собственного
доброго имени, доброго имени наших сограждан. Однако события последних недель,
к которым вы имели непосредственное отношение, в очередной раз поставили доброе
имя, репутацию нашей страны на международной арене если не под угрозу, то
определенно под большой вопрос.
В указанных обстоятельствах и
ввиду того, что моей профессией является международное право, имею все
основания как гражданин требовать от Украинского государства прислушаться к
моему мнению относительно той неприглядной ситуации, в которой оно оказалось
вашими стараниями относительно нашей европейской интеграции.
Несколько совестно
преподносить эти азбучные истины, но крупное европейское государство, каковым
вне всякого сомнения является Украина, при выборе и правовой фиксации стратегии
в международных отношениях не может и не должно вести себя, как мелкий лавочник
на восточном базаре, внезапно возобновляя торг после того, как все условия
соглашения были неоднократно проверены и установлены. Крупное европейское
государство не вправе в одностороннем порядке, путем принятия неких внутренних
актов сомнительной юридической силы, выходить из процесса подписания
международного договора, поскольку это противоречит принципам международной
вежливости, comitas gentium. "Новые" обстоятельства, о
которых вы говорите нашим европейским партнерам, отнюдь не новы, поскольку
существовали на всем протяжении подготовки Соглашения об ассоциации с
Европейским Союзом к подписанию. Крупное европейское государство, стремясь
обрести свое место в общем европейском доме, не пытается установить ранее не
обусловленные правила совместного бытия и перечить давно сложившемуся там
правопорядку. Наконец, крупное европейское государство должно исполнять свои
европейские обязательства до конца, игнорируя шантаж и давление какой бы то ни
было третьей стороны, - и только тогда заслуживает истинного уважения и
надежной поддержки. И уж тем более не должно оно приглашать шантажиста за общий
стол переговоров, в которых решается наша судьба и будущее Европы,
поворачиваясь к этому шантажисту лицом, а к тем, кто терпеливо и
последовательно сопровождал нас на пути в общий европейский дом, - спиной.
Я имею честь присоединиться
ко мнению своего Учителя, одного из ведущих юристов-международников подлинно
мирового масштаба профессора Владимира Буткевича, судьи Европейского суда по
правам человека в отставке, который к тому же был одним из главных творцов
действующей Конституции. Несомненно то, что 21 ноября с.г. при принятии
Кабинетом Министров распоряжения № 905-р имели место значительные нарушения
Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики", прямо
относящего в пункте 2 статьи 11 к последним обеспечение интеграции в
европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью
приобретения членства в Европейском Союзе. Ни Президент, ни Правительство не
вправе принимать какие-либо акты и предпринимать любые действия, противоречащие
целям европейской интеграции, в том числе приостанавливать подготовку к
подписанию соответствующих международных договоров, как то Соглашения об
ассоциации, принимать меры, направленные на достижение целей, могущих привести
к устранению самой возможности такого подписания. Кроме того, ограниченная
коррекция внешней политики, не противоречащая ее основам, допускается
исключительно путем послания Президента к Верховной Раде Украины (статья
12 Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики") -
и никак иначе.
Хотел бы добавить, что
согласно пункту 16 статьи 106 Конституции Украины Президент имел полное право и
- как гарант Конституции - обязанность отменить этот незаконный акт Кабинета
Министров, однако, к великому сожалению, предпочел одобрительно-наблюдательную
позицию. Следует также отметить, что Законом "Об основах внутренней и
внешней политики" на Президента возложено правомочие осуществлять контроль
за соблюдением основ внешней политики, однако и эта президентская обязанность
применительно к правительственному распоряжению выполнена не была.
Ясно осознавая те
неотвратимые риски и потери, которые на начальном этапе, пусть даже в
среднесрочной перспективе, принесет за собой необходимая для соответствия
европейским стандартам трансформация, тем не менее, опираясь на опыт наших
сопоставимых по человеческому и экономическому потенциалу соседей, той же
Польши, выражаю уверенность в том, что стратегически они окупятся сторицей.
Приведенные к европейскому стандарту украинские продукты, не исключая
государственные услуги, такие, например, как близкое мне и, увы, находящееся в
плачевном состоянии украинское правосудие, в конечном итоге станут значительно
более конкурентноспособными, повысив инвестиционную привлекательность и
предсказуемость нашей страны. Рост возможности выбора лучшего из предлагаемых
товаров и услуг по наиболее привлекательной цене, его значительное расширение
несомненно пойдут на пользу каждому гражданину и тому, кто в законном порядке
выберет Украину в качестве своего места жительства. Открытие новых рынков
заставит национального производителя динамично развивать
производство, в первую очередь путем повышения интеллектуальной наполненности
продукта, с тем, чтобы он мог вести уверенную конкуренцию со "старыми"
игроками. Повышение экологических стандартов отзовется улучшением здоровья
населения в целом и, как следствие, некоторым снижением нагрузки, а значит и
возможностями для совершенствования медицинского обслуживания. Сложности
отдельных отраслей и предприятий не только обнажат наши инвестиционные
слабости, но и, при известной поддержке, вызовут большую мобильность,
самозанятость и повышение числа квалификаций, обернувшись в итоге не только
более современной структурой организации труда, но и более близким знакомством
жителей одних регионов с другими, а значит - усилением национального единства.
Наконец, действительное утверждение прав и свобод, в частности ясность и
незыблемость права собственности, в том числе на сложные объекты, их
эффективная институциализация обязательно приведут к усилению инициативы и
сугубо гражданских, самоуправляемых проектов, как подняв уровень доверия в
обществе, так и вызвав значительное усиление базовой инфраструктуры на уровне
дома-улицы-квартала - того, на чем стоит нечто большее, общество и страна.
Говоря о Европейском Союзе
метафорически, только в обществе равных и сильных партнеров гадкий утенок может
стать сильной и красивой белой птицей. Не попав в такое общество, он обречен на
прозябание где-то на задворках убогого птичьего двора, где правят обреченные
попасть в бульон, тем не менее даже там всеми презираемый и осмеянный.
Посему вынужден предостеречь
вас от дальнейших действий, которые могут отнять у нашей страны ее будущее, в
котором она получит возможность стать по-настоящему сильной, в первую очередь
благодаря реализации прав и свобод ее граждан и других жителей, развитой,
динамичной и современной, отряхнувшись наконец от печального наследия нашей
нелегкой истории, изжив пороки тоталитарного и при этом безответственного
мышления в обществе и государстве. Считаю своим долгом потребовать сделать все
возможное для того, чтобы новым поколениям не пришлось жить с грузом прошлого,
расплачиваясь за ошибки предшественников. Возможно, у Европейского Союза есть
некоторые (уверен, преодолимые) недостатки, однако ничего лучшего во имя
обеспечения прав человека, мира, безопасности и стойкого развития личности и
общества во всех аспектах наша цивилизация на Старом континенте пока не
изобрела, чему подтверждением не только более чем полувековой опыт европейского
сообщества в его нынешнем виде, но и вся европейская история.
Призываю вас исполнить свой
долг перед страной и сделать все возможное для подписания, ратификации и
безукоризненного исполнения Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.
Великий британский политик Уинстон Черчилль в свое время нашел мужество в
значительно более тяжелый момент сказать своему народу, что не может предложить
ему ничего кроме тяжкого труда, слез и пота. Вам, в отличие от Черчилля,
управлявшего глубоко раненой империей в годину военных испытаний, значительно
легче, поскольку четвертая часть его предложения, кровь, на данном
цивилизационном этапе, к счастью, уже для нас не актуальна, да и Украина - не
империя. Вы, мои сограждане, должны сделать над собой усилие, пренебречь
сиюминутными тактическими соображениями, выгодами и сделать самим себе и своему
народу такое же предложение тяжкого труда - не более и не менее. Убежден:
Украинский народ, его новые поколения созрели для этих вызовов и испытаний, для
принятия на себя ответственности за лучшее будущее, построенное на четких и
отработанных на долгой практике европейских принципах, что недвусмысленно
подтвердили массовые протесты на улицах и площадях наших городов после принятия
решения о фактическом свертывании европейской интеграции. Дело, таким образом,
только за вами.
Нельзя вставать на пути у
прогресса - он все равно рано или поздно возьмет свое, с нами или без нас, но
только вот промедление может значительно увеличить его цену, а медливших или
отвергнувших его - предать в лучшем случае брезгливому забвению. Близится день,
который я называю Днем Воли - 1 декабря, когда в 1991 году наш народ
бесповоротно выбрал независимый путь развития. И если этот путь приведет нас в
общий европейский дом, у вас будет шанс в чем-то оказаться наконец под стать
отцам-основателям, достойными своего народа.
Андрий Козлов, адвокат
Представитель Украинского государства в судах (2002-2012)
P. S. Разумеется, все
вышеизложенное является моим частным мнением и может не совпадать со мнением
моих уважаемых коллег, упомянутых в доверенности и участвовавших в делах на их
начальном этапе, а также со мнением в целом юридической фирмы, в которой они
продолжают трудиться.
Приложения:
1) Копия второй бессрочной
доверенности от 11 декабря 2003 года, выданной мне Премьер-Министром Виктором
Януковичем от имени Кабинета Министров Украины;
2) Копия последней из
доверенностей Министерства обороны Украины от 14 февраля 2012 года, с которой
исполнение данного мне поручения было завершено.
|