Написати відповідь
Інші матеріали на цю тему
Призрак Гамлета
Григорий Комский
Стало уже общим местом констатировать, что 11 сентября 2001 года мир
трагически изменился. Потеряв точку опоры, он зашатался. Этот день стал
часом "Ч" наиновейшей истории.
Следует упомянуть еще о двух событиях, причинно не связанных ни с этим
днем, ни друг с другом, однако, имевших и продолжающих иметь серьезные
последствия.
Первое из них отлежит на расстоянии 10 лет и зовется "распадом Советского
Союза". До этого мир делился на два противостоящих друг другу мира,
две идеологические системы и дополнялся "третьим миром", расплывчатым
и менявшим свои очертания под воздействием двух первых. После развала,
социалистический мир как бы слился воедино с миром демократии и "западных
христианских ценностей". Отчасти, - dе facto, отчасти, - de jure,
отчасти, - в воображении, и отчасти, - никак. Однако он существовать перестал
и "вторым" (а может быть, упаси Господи, уже и первым) миром
стал "третий", до сих пор пребывавший на переферии мирового
внимания, несмотря на бесконечные междоусобные и религиозные войны, в
которых Советский Союз поддерживал "прогрессивные", с его точки
зрения, светские группы, а Соединенные Штаты - оппозиционные им, фундаментально
исламистские. Свято место пусто не бывает. Таким образом, произошла переполяризация
мира, не принесшая ему на данном этапе равновесия, но явившаяся гарантом
продолжения человеческой истории. Невеселой и изобилующей повторами, следует
заметить.
Американская внешняя политика, исповедующая принцип "быстрой прибыли
любой ценой", сама того не желая, поспособствовала нынешнему кризису.
Радикализация ислама осуществлялась на американские доллары и с ковбойскими
"кольтами". Обескровливая одного врага, вскармливали другого.
Саддам, Бен Ладен, талибан и прочая - американские креатуры. Впервые я
пожалел о распаде Союза, когда НАТО, подстрекаемое Штатами, бомбило Белград,
своих "младших" христианских собратьев. Речь шла об общечеловеческих
, читай: западных, ценностях, а целью было уничтожение Милошевича, последнего
социалистического динозавра. Цель была достигнута, но долго радоваться
не пришлось. Оказалось, что статус-кво в регионе (Босния, Косово, Албания)
можно поддерживать только при помощи "голубых касок" и неизвестно
сколь долго. Попутно выяснилось, что Запад, сам о том не подозревая, вырыл
котлован под самую большую и современную детскую площадку фундаментализма
в Европе. Когда котлован был готов, спешно начал завозиться песок - а
его там немеряно - из Саудовской Аравии, Йемена, Эмиратов и не успели
оглянуться, как на ее месте вырос Магометленд, сияющий позолотой минаретов
и манящий сокровищами тысяча и одной ночи. Алладдинами в этой сказке стали
самые радикальные исламисты и террористы из лагерей Эль-Каида. Виртуальная
(сказочная) тень еще стоящих двух башен WTC легла на Европу. Об этом здесь
вспоминать не любят.
Вторым событием, происшедшем за полгода до 11 сентября, стало избрание
американским президентом Джорджа Дабл'Ю Буша, своего "в доску"
парня, - редкий, как для президента, замес из бонвивана и ковбоя (пастуха).
То, что половина американцев купилась на его незамысловатую риторику,
не предвещало ни миру, ни этой легислатуре, ни им самим ничего хорошего.
Прикуп оказался ни в дугу. И можно бы было начинать новую сдачу, как вдруг
наступило 11 сентября.
Хорошо известно, что страх - плохой советчик. Какой же тогда советчик
ужас? Буша, с его доктриной "добра и зла" можно понять, только
переселившись в его "интеллект" и перенесясь в 11 сентября 01
года (к счастью, нам ни того, ни другого не дано). Ему надо было что-то
говорить и незамедлительно действовать. И он говорил то, что знал, и действовал,
как умел. И нет ничего парадоксального в том, что его "подкупающая"
простота, простота Джона Ячменного Зерна, так пришлась по вкусу обезумевшим
от ужаса американцам. А вы стали бы в такую минуту слушать какого-нибудь
краснобая, вроде Макиавелли?
Травой покрылся горный склон,
В ручьях воды полно,
А из земли выходит
Джон Ячменное Зерно.
Все так же буен и упрям,
С пригорка в летний зной
Грозит он копьями врагам,
Качая головой.
Как бы это не звучало ернически, скажу, что 11 сентября стало "звездным
часом" Джорджа Ячменное Зерно. Его рейтинг вырос до небывалых в Америке
91%. Все были готовы вместе с ним бомбить кого угодно и сколько угодно,
лишь бы подавить в себе оцепенение ужасом. Мы не были в их шкуре и не
можем поэтому их понять. О, если бы Господь Бог был психоаналитиком, Адам
с Евой проживали бы до сих пор в Раю. А у нас бы с вами не было никаких
проблем: по определению.
Отбомбили Афганистан. Никаких концов Эль-Каида не нашли. Талибанских пленных
свезли в Гуантанамо и держат их в цепях, как диких зверей. Вот он - звериный
ужас первобытного человека Нового Света перед непостижимой природой мира.
Рецессия становится все глубже. Зашевелилась оппозиция. Все чаще во сне
стал являться призрак будущих выборов. Рейтинг популярности опустился
до среднеамериканского обычного. Перед Жоржем стал вопрос: что делать
дальше?
Но осень трезвая идет.
И, тяжко нагружен,
Поник под бременем забот,
Согнулся старый Джон.
Но не таков наш Джордж, чтобы сдаться. Упрямство - хребет ковбоя. Тут
он берется за перо и, вдохновленный трудами И.В. Сталина, как на духу
сочиняет балладу "Об оси Зла", и каждому ее прочившему, становится,
как день божий, ясным, что надо бомбить - для начала - Ирак, а там - видно
будет. Многие обозреватели видят в этом только лишь наркотическую зависимость
США. Мол, нефть и является причиной войны. Однако, рассуждать так было
бы крайним упрощением. Бушу нельзя ни в коем случае останавливаться. Остановишься
- и коллективный американский ужас пожрет тебя. А поскольку война расходное
предприятие, но все же предприятие, то речь зашла о рентабельности А поскольку
Буш - человек Техаса, то и толк в галлонах и баррелях знает. Нефть - серьезный
аргумент в этой войне, но не главный.
Не успели высохнуть кляксы на руках сочинителя, как авианосцы уже двигались
в сторону Персидского залива. Оставалось малое - "раскрутить"
сочинение, сделать ему Пи-Ар, т.е. легитимизировать войну в Совете Безопасности
ООН и заручиться поддержкой союзников в Европе. Клички Джордж Нефтяная
Вышка или Джордж Демократический Плуг отскакивают от нашего героя. Охмелевшая
душа Джорджа Ячменное Зерно переселяется в плоть Джорджа Победоносца.
Терроризм - ползучий нелокализованный враг и как с ним воевать никто не
знает. Поскольку это так, остается лишь прибегнуть к доктрине превентивного
удара, с тем, чтобы посеяв ответный ужас в мусульманском мире, переложить
ответственность , т.е. вину за военные невзгоды и страдания населения
на террористов , отлучив последних тем самым от кормящей их груди, т.е.,
населения. Такова, как мне представляется, логика размышлений американских
"ястребов". И позаимствована она, как это не удивительно, у
мусульман, но снабжена при этом парадигмой христианского мышления.
Однако, проблема состоит в том, что мусульманское мировоззрение не знает
чувства вины, потому что, практически, не исповедует доктрины первородного
греха. Зигмунд Фрейд утверждал, что чувство вины является важнейшим звеном
культурного развития. Регуляция социальных взаимоотношений находится в
руках сверх-Я, т.е. совести, - инстанции, занимающейся чувством вины.
По Фрейду, западный человек присвоил вину, поселив ее в своей душе. Первородного
греха, в западном понимании, в исламе нет. Изгнание из Рая - проходной
мотив в Коране, периферийный. Аллах прощает все грехи, большие и маленькие,
если грешник раскаивается и демонстрирует готовность исправиться. В Коране
нет вечной борьбы Добра и Зла с открытым исходом. Сатана, в западной традиции,
может совратить человека (мотив Фауста). В исламе сатана разоблачает себя
сам, признаваясь в суре 14,22 в том, что он не имеет над человеком никакой
власти. Практикующий мусульманин убежден в том, что достигнет блаженства
исключительно и единственно за счет соблюдения всех заповедей Аллаха.
Такой подход избавляет его от мук совести, присущих христианству. Вина
в исламском понимании, хотя и является бременем, однако разгрешается в
строгом ритуальном исполнении заповедей. В исламе имеется понятие "му'амарах"
- заговор, как выражение глубоко угнездившегося в культуре представления,
отдающего предпочтение вере в собственную судьбу - "кисмет".
Имеется в виду утешающее толкование ударов судьбы, наносимых необъяснимыми
вспышками божественной воли. Если Аллах уготовил мусульманину судьбу,
влиять на которую он не в состоянии и не вправе, то он и не несет за нее
никакой личной ответственности. Так возникает склонность объяснять негативные
события вмешательством внешних сил, вместо анализа собственных недостатков
или упущений. Синдром заговора сваливает вину на другого, преимущественно
на Запад. Мусульманин всегда готов признать себя жертвой, но никогда -
виновником. (Тут напрашиваются галицийские, и не только, аллюзии.) Таким
образом, американская стратегия в корне ошибочна, а посему - бесплодна.
Но должен признаться, я не могу предложить никакой другой. У меня ее нет.
Чем же объяснить столь резко возросшую в последние годы агрессивность
и экспансивность ислама? Исторических причин достаточно, я называть их
не стану, потому что они ничего, по большому счету, не объясняют. Причина
кроется, как это не парадоксально, в стремлении мусульманских народов
к демократии. Им надоело быть рисом в плове калифов. Они устали от своих
диктаторов и шейхов, от преследования и уничтожения одних кланов другими,
от бесконечных войн, в т.ч. и религиозных. Но беда в том, что принять
демократию они не могут. На их пути стоит плотина Корана. Исламисты презирают
демократические ценности как идущие от человека, а посему противоречащие
шариату, имеющему божественное происхождение. В этом напряжении между
электродами стремления и уже осознанной невозможности его реализации генерируется
энергия слепого гнева и ярости. Гнева бессилия и ярости отчаяния. Они
"не могут поступиться принципами". Нереализуемый идеал разрушает
жесткую кристаллическую структуру религиозно-культурного ядра их космоса.
И условием сохранения его (ядра) является предание анафеме идеала и уничтожение
очага опасности, его распространяющего. В этом трагизм современного этапа
мусульманской истории, потянувшей в ад иудеохристианскую цивилизацию.
Короче говоря, вопрос перед ними стоит ребром и содержит две оппозиции:
либо шариат - либо демократия; либо Восток - либо Запад. Практикуемые
фундаменталистами формы интерпретации Корана вступили в жесткое противостояние
с идеологией западного мироустроения. Без самореформации исламистской
догматики сближение Востока и Запада невозможно. Даже при наличии готовности
к реформам, а о них в арабском мире поговаривают, на это потребуется не
менее 50 лет: на Востоке спешить не любят. А пока что мусульманский мир
- это жаровня для плова с тлеющими углями. И если подлить в нее масла,
может вспыхнуть апокалиптическое пламя.
Конечно, война эта - полный бред и надо ей всеми силами воспрепятствовать.
Но что делать, если предотвратить ее не удастся? Умыть руки, по примеру
Пилата, или что? Признать право сильного, которое никогда и не отменялось,
оставив за собой право лаять Моськой? А может быть, вы хотите, чтобы Моська
с бомбой на хвосте диктовала миру условия и навязывала свои представления?
Вариантов немного. Самый простой - умереть чистеньким. Но политика - не
удел девственниц из общества любительниц орхидей, а грязная мужская работа,
чаще всего за гранью нравственности. Тут я выскажу крамольную мысль, от
которой и мне становится не по себе. Если войну предотвратить не удастся,
то в ней следует стать союзником США, хотя бы de jure. Во-первых, для
того чтобы не противопоставить Америку всему миру, не сотворить образ
врага, и сохранить целостность западной цивилизации. Во-вторых, чтобы
иметь хотя бы кажущееся влияние на принимаемые ковбоями решения. В-третьих,
для того чтобы продолжать совместное противостояние террористической угрозе,
которая непомерно и повсеместно возрастет, независимо от того, будем ли
мы в этой войне участвовать или нет. В-четвертых, для того, чтобы сохранить
всемирные демократические институции, пускай, несовершенные, но сообщающие
миру некоторую упорядоченную сущность и возможности регулирования. В-пятых,
чтобы сохранить единую Европу, только начинающую складываться. В-шестых,
чтобы не привести мир к тяжелейшему экономическому кризису, который могли
бы повлечь за собой экономические санкции США против некоторых строптивых
партнеров и убийственный, в первую очередь для Европы, разрыв экономических
связей. На карту поставлено слишком многое, чтобы предаваться политическому
прекраснодушию и не видеть последствий. Такие вот непопулярные выводы.
Протестуя против этой войны, мы не должны опьяняться собственным благородством,
и не забывать, что ответа на главный вопрос "Что делать?, мы тоже
не знаем. И иметь в виду, что иные миролюбцы, придя с мирной демонстрации
домой, порют своих детей и, напившись, избивают жен.
В этом месте, в соответствии с драматургией повествования, Джон Ячменное
Зерно покидает подмостки, и западной цивилизации является призрак Гамлета,
который спрашивает: "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?".
Heidelberg , 16.02.2003
|