|
Газета "ЗАГРАНИЦА" № 15(224) Миграционные проблемы ЕвросоюзаМногие считают панические прогнозы преувеличенными За два месяца до официального расширения Европейского Союза Великобритания и Ирландия преподнесли неприятный сюрприз десяти странам-кандидатам. Как пишет журнал «Европа», один за другим Лондон и Дублин объявили о ряде мер, направленных на ограничение притока рабочей силы из этих государств после 1 мая, когда Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония станут полноправными членами ЕС. Три недели спустя такое же решение приняла Швеция - последняя из старых членов Союза, чей рынок труда оставался открытым для выходцев из новых государств-партнеров. Выступая в Палате общин, министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт сообщил, что граждане этих государств, которые в соответствии с действующими в ЕС правилами отныне смогут беспрепятственно обосноваться в любой из 25-ти стран Союза, будут на протяжении как минимум двух лет лишены права получать социальные пособия. Более того, они утратят право проживания в Великобритании, если окажутся неспособными обеспечивать себя, и в таком случае им придется вернуться домой. Именно таким образом Лондон намерен бороться с явлением, которое Бланкетт назвал социальным туризмом. С технической точки зрения контроль будет обеспечиваться благодаря специальному регистру, в который занесут данные о месте работы вновь прибывших и о работодателе. Нельзя сказать, что решения, принятые Лондоном и Дублином, стали по-настоящему неожиданными. Великобритания и Ирландия оставались одними из немногих старых членов ЕС, не выторговавших себе во время переговоров с государствами-кандидатами особого переходного режима длительностью до семи лет, чтобы защитить свои рынки труда от возможного наплыва рабочей силы. Так поступили, например, Германия, Франция, Италия, Австрия, которые получили право ограничивать и регулировать этот приток. Введение Лондоном и Дублином ограничительных мер - к слову, намного более либеральных, чем у их партнеров, - или даже полумер, как называет их оппозиция, стали следствием волны панических настроений, овладевших частью общества. Эти ожившие в последние месяцы страхи серьезно беспокоят Европейскую комиссию, считающую, что они во многом не обоснованны. В Брюсселе полагают, что эти настроения не в последнюю очередь стали результатом отсутствия серьезного обсуждения общественностью проблем, связанных с расширением ЕС, и разъяснительной работы политических кругов. Выступая в Европейском парламенте, член Европейской комиссии Гюнтер Ферхойген заявил: «Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что только сейчас, когда на часах без пяти двенадцать, началась подлинная дискуссия о расширении ЕС, и эта тема заняла первое место и на страницах газет, и в умах». Насколько на самом деле обоснованы все панические прогнозы? Ряд серьезных исследований говорит о том, что они сильно преувеличены. Согласно недавно опубликованному докладу, подготовленному Европейской комиссией и Европейским фондом за улучшение условий жизни и труда, даже в случае снятия всех ограничений в течение ближайших пяти лет миграционный поток из десяти стран-новичков составит в целом около 1% трудоспособного населения ЕС, насчитывающего 25 членов, - это примерно 220 тыс. иммигрантов в год. Напомним, что общая численность населения Европейского Союза составит после 1 мая 450 млн. человек. Для сравнения: сейчас в ЕС ежегодно прибывает полтора миллионов иммигрантов из третьих стран. К тому же опыт свидетельствует, что после приема новых членов поток иммигрантов из них имеет скорее тенденцию к сокращению, чем к расширению. Примером тому может служить Испания, которая при вступлении в ЕС имела разрыв в уровне жизни с ведущими странами Союза, сравнимый с существующим сейчас, скажем, у Словакии. Число иммигрантов из Испании упало со 120-ти тыс. в момент подачи заявки на вступление в ЕС в конце 1970-х годов до двух-трех тысяч после ее приема. То же исследование показало, что усиление иммиграции из стран Центральной и Восточной Европы может, наоборот, оказаться полезным для ЕС. По оценке его авторов, желание иммигрировать в этих странах выражают от 2 до 3% молодых людей в возрасте от 15-ти до 24 лет. Треть из них - студенты, четверть - имеют высшее образование. Новые страны-члены принесут нам высококвалифицированные людские ресурсы, считает член Европейской комиссии Маргот Вальстрем. Одновременно появился доклад Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Из него явствует, что приток в ЕС иммигрантов из 10-ти новых стран-членов вообще имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2003 году он уменьшился на 22% по сравнению с предыдущим годом. Наконец, сторонники снятия ограничений приводят еще один аргумент: это уже не первая волна страхов, раздуваемая евроскептиками. В 1986 году то же самое говорилось о предполагаемом катастрофическом наплыве иммигрантов из присоединившихся в тот год к ЕС Португалии и Испании. Тогда был введен семилетний переходный период для свободного перемещения рабочей силы. Однако улучшение экономического положения этих двух стран оказалось настолько быстрым, что все ограничительные меры были отменены до его завершения. Валерий ШАШКОВ |