|
В Восточной Европе строится новый железный занавес“The Times”, 28.02.2002 Мартин Флетчер, “The Times”Польша отгородится от Украины новым железным занавесом, но согласны ли сами поляки с такой ценой входа в Евросоюз? Под бледным зимним солнцем на контрольно-пропускном пункте Бобровник на восточной границе Польши с Белоруссией два огромных белоруса печально наблюдают, как польские таможенники открывают багажник их древнего “Мерседеса”, вскрывают тайное отделение и извлекают наружу несколько бутылок пшеничной водки, обернутой в носки. Позади них стоит конфискованное “Ауди” с белорусскими номерами, из его передних шин виднеются около 30 полиэтиленовых пакетов, наполненных той же “огненной” контрабандой, обнаруженной накануне. Польские таможенники весело вспоминают, как они недавно поймали белорусскую женщину с таким количеством пакетов контрабандного алкоголя, привязанного к ее телу, что она не смогла выйти из автомобиля. Совсем недавно этим так называемым “муравьям” мелкая контрабанда могла бы сойти с рук, но это время безвозвратно ушло. Сегодня они пали жертвами нового “занавеса”, который проходит по всей Европе, от северной Балтики до Адриатики, на несколько сотен миль восточнее предыдущего советского кордона. На сей раз “занавес” стоится не Москвой для отмежевания от капиталистического Запада, а капиталистическим Западом для удержания несчастных жителей анархических, неперестроенных, бедственных постсоветских государств наподобие Украины, Белоруссии, Молдовы и самой России. Новая преграда состоит не из пожарных вышек и колючей проволоки, а из визовых режимов, усиленных строгими стражами границы, компьютерными базами данных, современным наблюдательным оборудованием и целыми армиями пограничников. У поляков, оказавшихся по ту сторону железного занавеса, есть глубокие сомнения в создании второго такого барьера, но такова цена, которую требует Европейский Союз за принятие Польши, прибалтийских государств, Венгрии, Словакии и Словении в свой привилегированный клуб в 2004 г. С этого времени восточные границы названных стран также станут и внешней границей ЕС, который в основном обходился без внутренних контролей на границах, и преуспевающие граждане Берлина, Парижа и Вены опасаются, что наплыв наркотиков, оружия и незаконных иммигрантов из отсталых стран накроет их с головой. Протяженность польского участка нового “занавеса” составляет 800 миль, и ЕС уже предоставил 100 млн. евро на его укрепление в дополнение к существенным суммам, израсходованным польской стороной. К 2004 г. будут существовать 94 пограничных поста вдоль лесистой малонаселенной границы с Белоруссией и Украиной, охранять которые будут 6 500 пограничников, поддерживаемые самолетом, вертолетами и наземными транспортными средствами. Будут созданы и 30 официальных пограничных пропускных пункта, таких, как Бобровник – новый КПП, занимающий 21 акр и охватывающий старую военную дорогу, построенную советскими военными по пути к Восточной Германии. Бобровники – это настоящий Дувр третьего мира. 250 таможенников, пограничников и административных сотрудников тщательно осматривают в день более тысячи белорусских грузовиков, автомобилей и шин на узком мосту над болотистой рекой Свислоч. Транспорт проходит сначала через “радиометрические схемы”, способные обнаружить столь малое количество ядерного материала, что пациенты, проходящие курс лучевой терапии, приводят сигнализацию в действие. Затем люди проходят через рентген, компьютерную проверку и обыск, при котором используется все, что только можно представить – от собак-ищеек до диоксидо-углеродных датчиков и эндоскопических камер. Взятка низкооплачиваемым стражам границы – возможно, наилучший способ благополучного проникновения в Польшу. Требование введения визового режима для восточных соседей особенно огорчает поляков, поскольку он приостановит двусторонний поток международного движения, сократит приток украинских нянечек и белорусских чернорабочих и положит конец “пограничным базарам”, где поляки, украинцы и белорусы торгуют всем подряд. Кроме того, визы изолируют части Украины и Белоруссии, которые принадлежали Польше до Второй мировой войны и где по-прежнему проживают десятки тысяч поляков. Но наибольшее опасение Варшавы состоит в том, что, если Украина почувствует себя изолированной, европейский буфер от России отвернется от Запада и откажется от реформ, как это сделала Белоруссия. В эпоху коммунизма Польша была единственным советским государством, которое выпускало своих граждан путешествовать за пределы “железного занавеса”. “Мы понимаем ценность личных контактов, ми видели лучшую жизнь на Западе. Именно поэтому Польша стала двигателем перемен, – сказал один польский дипломат. – Для благополучия и безопасности Польши процветание Украины жизненно важно”. |